Художник Ефрем Зверьков о творчестве Аркадия Пластова: «Каждый день он брался за кисть…»

Художник Ефрем Зверьков о творчестве Аркадия Пластова: «Каждый день он брался за кисть…» - Ulpravda.Ru
Художник Ефрем Зверьков о творчестве Аркадия Пластова: «Каждый день он брался за кисть…» - Ulpravda.Ru
Художник Ефрем Зверьков о творчестве Аркадия Пластова: «Каждый день он брался за кисть…» - Ulpravda.Ru
Художник Ефрем Зверьков о творчестве Аркадия Пластова: «Каждый день он брался за кисть…» - Ulpravda.Ru
Художник Ефрем Зверьков о творчестве Аркадия Пластова: «Каждый день он брался за кисть…» - Ulpravda.Ru
Фото: ulpravda.ru

Имя Аркадия Александровича Пластова дорого нам масштабностью свершенного им в искусстве, искренностью помыслов, горячностью чувств, подлинностью того, что сумел создать мощной кистью. На протяжении жизни глубокими корнями он был связан с родной приволжской землей.

На берегах великой русской реки, давшей нашей Родине стольких славных сынов, он родился, здесь работал, здесь ушел из жизни, в этой земле покоится его прах. С незамутненностью истоков вдохновенного творчества русского народа ассоциируются в глазах культурного мира пушкинское Михайловское, толстовская Ясная Поляна, лермонтовские Тарханы, тургеневское Спасское-Лутовиново, репинские Пенаты, суриковский Красноярск. Пластовская Прислониха – в том же ряду. Сегодня это заповедные места нашего народа, символы духовной силы и богатства.

И мы начинаем серию публикаций журнала «Мономах»   о нашем земляке. Вы окунетесь в мир работ Пластова, его письма, воспоминания, переживания.

_________________________________________________________________________________________

Сила воздействия пластовских полотен заключена в их высоком профессионализме, в тщательности работы, в стремлении живописца довести полотно до «дальше некуда». «Ни одну картину, – утверждал он, – я не писал, не проверив тысячекратно то, что собираюсь написать, что это правда, и только правда, и иного быть не может».

__________________________________________________________________________________________

Прислониха – одно из многих приволжских селений, протянувшихся вдоль шумного проезжего тракта, окруженных привычной для российского взгляда неброской в своей сокровенной прелести природой. Оно получило известность как в стране, так и далеко за пределами благодаря светлой памяти о творческой жизни одного из его коренных жителей – народного художника Советского Союза, действительного члена Академии художеств СССР, лауреата Ленинской премии, Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина, кавалера трех орденов Ленина. Жизнь Аркадия Александровича Пластова без остатка связана с этим селом – от юношеского «пленения искусством» до вершин мастерства. Он был здесь не просто в окружении тех, кто интересовал его как модель. Он сам был одним из них. Жизненный уклад, мировоззрение русских крестьян были у него в крови. В творческом смысле он утолял жажду жизни из чистого родника исконного крестьянского народного быта, насыщавшего его искусство горячей искренностью, глубокой правдой жизни.

Каждая из прославленных картин Пластова имеет в окрестностях Прислонихи место рождения. Здесь на каждом шагу невольно вспоминаешь то одну из них, то другую. Мне, бывавшему неоднократно в этих местах, особенно дорог бугор неподалеку от речушки Урень, сохранивший в нетронутом виде пейзаж, знакомый по картине «Фашист пролетел» (1942). Лишь подросшие ныне деревья да загустевший кустарник свидетельствуют о минувших мирных десятилетиях. В этом ландшафте нет ничего эффектного. В нем все просто, почти обычно для средней полосы России. Но в годы страшного нашествия, когда, казалось бы, музы должны были молчать, природа, увиденная глазами художника-патриота, выражала силу народной скорби и гнева, щемящую сердечную боль за родную землю, мобилизующую на самоотверженную борьбу за Родину.

А.А. Пластов. Иван Тоньшин на молотьбе. 1933-1935. УОХМ

В годы войны, находясь в Москве проездом с фронта, я зашел в Третьяковскую галерею. Картина «Фашист пролетел» (1942) буквально потрясла меня. Возникло нестерпимое желание поделиться с кем-то охватившим меня чувством, и я сделал запись в книгу отзывов. Ни до, ни после не случалось со мной ничего подобного. Все в картине было так созвучно времени, общему народному настроению, моим ощущениям! Драматизм ситуации, песенность и грусть, разлитые в пейзаже. Казалось, что я слышу и жалобное блеяние напуганных овец, и тоскливый вой собачонки, и плачущий шелест листвы. Передо мной была осиротевшая русская земля и неизбывное народное горе. Вот тогда-то имя художника и запало в душу.

А.А. Пластов родился в 1893 году в бедняцкой семье прислонихинцев. Как он сам выражался, «блаженством, которое не повторится, пролетело детство». Пришло время учиться. Родители мечтали о том, чтобы сын получил образование. По воспоминаниям Аркадия Александровича, определяя его в духовное училище, а потом в семинарию, отец напутствовал: «Учись, старайся, может, архиереем будешь». В соответствии со вкусами и взглядами того времени в этих словах заключалась надежда крестьянина как-то выбиться из нужды, на то, чтобы хоть сын «вышел в люди».

А.А. Пластов. Колхозный праздник. 1937. ГРМ

Судьба распорядилась по-иному. Внук пошел по стопам деда Григория Пластова – иконописца и архитектора (церковь в Прислонихе была построена по его архитектурному проекту и расписана его рукой). Росписи церкви, исподволь оказывая эстетическое воздействие на детское воображение, возбуждали желание обратить в зрительные образы содержание любимых народных сказок и былин, сюжеты из «Капитанской дочки» А. Пушкина и на стихи А. Кольцова, томики которых стояли дома на полке. […] В 1908 году сельское общество решило подновить обветшавшие церковные росписи, поручив отцу Пластова общее руководство работами приглашенной артели богомазов. Сын принял участие в заботах отца, во всем ему помогая. Аркадий Пластов пишет в автобиографии: «Когда начали ставить леса, тереть краски, варить на крутом берегу речки олифу, я стал сам не свой и ходил, как зачарованный, около приехавших чудодеев... Быть только живописцем и никем более – шептал я тогда пересохшими от волнения губами».

Судьба оказалась милостивой и в дальнейшем, когда свела Пластова в 1909 году с Дмитрием Ивановичем Архангельским, начинающим тогда художником, преподавателем рисования в семинарии. Педагог и семинарист вскоре подружились. С помощью первого учителя «чудесный мир прекрасного стремительно развертывался» перед преданным учеником. Обретенные знания о Третьяковке, о передвижниках и вообще о русском изобразительном искусстве, знакомство по репродукциям с работами В. Васнецова, М. Нестерова, В. Сурикова, Н. Ге, И. Репина, В. Серова и других выдающихся живописцев России того времени, по признанию Аркадия Александровича, сформировали в нем художника именно в те годы. Вскоре определилось решение ехать учиться в Москву. Этому способствовало знакомство с подлинными произведениями В. Поленова, экспонированными на персональной выставке в Казани, куда Пластов съездил специально, чтобы увидеть и свежесть красок, и световые особенности живописи знаменитого московского художника и педагога.

1911 год. Москва захватывает с первого знакомства и становится на будущее, наряду с Прислонихой, второй точкой опоры в становлении творческой индивидуальности А.А. Пластова. Частная студия Ильи Машкова, Строгановское училище и Училище живописи, ваяния и зодчества – таковы ступени на пути познания профессиональных навыков в скульптуре и в живописи, которые студент почерпнул у таких авторитетов, как Ф. Федоровский, С. Волнухин, Л. Пастернак, К. Коровин, А. Васнецов, А. Архипов и А. Степанов.

Февральская революция застала Пластова в Москве. Он не остался в стороне от событий, увлеченный скорее романтической стороной происходящего. Позже Аркадий Александрович писал: «После того, как я, подобно многим, покатался по Москве на грузовике с пулеметами, с красным флагом на винтовке, арестовывая приставов, жандармов в участках, на вокзалах, я все же в конце третьей недели с начала Революции поехал к себе в Прислониху писать на натуре. Жизнь, однако, внесла неумолимые коррективы. Сходки чуть не каждый день. Впервые я задумался над политической стороной жизни».

А.А. Пластов. Праздник. 1953-1967. УОХМ

Но Пластов не только задумывается, а с головой окунается в общественные дела родного села. Скоро его как одного из немногих «своих», кому можно довериться, односельчане избирают членом и секретарем сельского Совета Прислонихи, секретарем комитета бедноты. Он работает в комитете помощи голодающим Поволжья. В октябре, когда художник вернулся в Москву, он неожиданно встретился с баррикадами и стрельбой на улицах и сделал вывод: «Сейчас мало быть только художником, надо быть еще и гражданином».

С конца 1917 года Пластов живет почти безвыездно в Прислонихе, участвуя в переустройстве жизни российского крестьянства. В 1931 году одним из первых он записывается в прислонихинский колхоз. Новое общественное самосознание заставляет художника по-новому взглянуть на свое предназначение. […] Но чем бы Пластов ни был занят, каждый день он брался за кисть, не говоря уже про карандаш, с которым не расставался никогда.

Прошло два десятилетия упорного и неустанного труда, исканий, потерь и преодолений, систематической работы на пленэре – свидетелями этого труда и добровольными натурщиками художника были только прислонихинцы, – прежде чем Москва познакомилась с автором ярких, самобытных полотен: «Стрижка овец» (1935), «Колхозный праздник» (1937), «Купание коней» (1938) и «Стадо» (1938), экспонированных на всесоюзных художественных выставках 1930-х годов. […]

Я бывал свидетелем организованности А.А. Пластова, когда в 1950-1960-х годах почти каждое лето гостил в Прислонихе. Вставал он рано, чтобы успеть поработать до завтрака. Когда домашние разбредались по делам, Аркадий Александрович любил задержаться у остывающего самовара, просмотреть свежие газеты и полученные письма. И снова мастерская, после обеда опять за работу. Делает эскизы, пишет или рисует с натуры, иногда что-то лепит из глины или режет сказочные фигурки из корней бересклета. Если чувствовал, что творческое напряжение спадает, брал топор, рубанок или пилу – шел чинить или мастерить что-либо по дому, а то и вовсе уходил за ворота пообщаться с односельчанами. Работоспособность художника была необыкновенной.

Дома, в лесу, в поле Пластов никогда не расставался с блокнотом. В походной сумке кроме простого карандаша имелось несколько цветных. С их помощью делал зарисовки всего, что представлялось интересным, что годилось для будущей большой работы: травинка, ветка с листьями, часть интерьера, кошка, гроздь красной калины. Все казалось ему прекрасным, и он, бывало, искрение восторгался: «Какое счастье, что мы художники, что видим красоту мира и несем ее людям!».

Важное место в его творческих интересах занимал человек: его фигура, движение, характерная поза, жест, повседневные дела и заботы. В лица людей он вглядывался неустанно. Для этого использовал любую возможность побыть в многолюдных местах: на собраниях, в праздничной толпе, на скачках, в магазине, на стадионе, в метро, в вокзальной суматохе. Восторженное удивление вызывало в нем неистощимое многообразие выражений человеческих лиц. Его художническое внимание останавливалось на каждом интересном типаже. Бывало, восхитится кем-то из прохожих, сделает быструю заметку где-нибудь на краешке газеты или, понадеявшись на зрительную память, спешит в мастерскую, чтобы карандашом или акварелью закрепить в альбоме заинтересовавшие его черты. Он буквально коллекционировал характерное и образное в человеческом облике. Многое использовалось при подборе материала на определенную тему. На моих глазах Аркадий Александрович перебрал в своем архиве сотни набросков лиц и фигур, чтобы выразительные вошли в картину «Праздник» (1954-1967).

Однако самыми дорогими казались Пластову лица односельчан. Буквально поколения прислонихинцев рождались, росли, трудились, старились на его глазах. Целые семьи, написанные по многу раз в разном возрасте, живут в его холстах. Каждый персонаж точен по внешнему сходству и выявленному характеру. Их изображения остро психологичны и глубоко социальны, мастеру не было необходимости каждый раз заново вживаться в образ. Тех, кого он писал, прекрасно знал и что еще важнее, любил.

Аркадий Александрович умел духовно поднять человека. Физические недостатки не мешают нам видеть умные глаза, в которых открывается жизненная сила, внутреннее благородство, достоинство и мудрость людей трудной судьбы. В модели кисть мастера раскрывает красоту и добротность нравственную. Это свойство роднит портреты Пластова с произведениями Рембрандта и Сурикова. В пластовских портретах-биографиях, созданных в Прислонихе, можно проследить духовную жизнь советской деревни в развитии.

__________________________________________________________________________________________

В повседневной работе Аркадий Александрович не выделял то, что «надо», а последовательно писал то, что само просилось из души на холст. Идеи и чувства, темы и сюжеты насыщали воздух, которым он дышал в родной деревне. А его живопись – сочная, темпераментная, жизнеутверждающая – возводила будничные сюжеты трудовой Прислонихи в ранг высокого искусства, делала их актуальными, интересными и дорогими русскому сердцу.

____________________________________________________________________________________________

Пластов откровенно признавался, что «чем больше знакомился с историей искусства мирового и нашего русского, тем больше укреплялся в своей любви к темам деревенским». Прислониха олицетворяла для него Родину, любимую до самозабвения. Даже уезжая за рубеж, где Аркадий Александрович в подлинниках изучал искусство других народов и эпох, он увозил с собой в кармане пучок пахучей травы – чабреца, чей запах, словно невидимой духовной нитью, связывал его с родным краем. Вдыхая аромат прислонихинских трав возле египетских пирамид или на ступенях римского Капитолия, он утолял тоску по России. […]

Лучшие произведения Аркадия Александровича Пластова по праву заняли почетное место в коллекциях Третьяковской галереи, Русского музея и художественных музеев страны. Мемориальный музей художника, создаваемый в Прислонихе, существенно раздвинет границы знакомства с творческим наследием советского мастера и станет притягательным местом для всех, кому дороги драгоценные зерна национальной культуры. В Прислонихе все, что связано с именем Пластова, требует внимательного отношения, должно быть сбережено, восстановлено как национальная реликвия. […]

Искусство Аркадия Александровича чрезвычайно эмоционально. Пластов смотрел на мир широко, считая смыслом творчества отражение действительности. […] Пластовская гражданственность не носит декларативного характера. Она естественна и органична, проявляется в художнической философии. Вот, к примеру, как он формулирует смысл подмеченной в натуре ситуации, которую взял в основу сюжета картины «Жатва» (1945): «Передо мной возникла та упрямая, несгибаемая Русь, которая в любом положении находит выход и обязательно решает поставленную историей любую задачу».

Пластов, нетерпимый к отсебятине в искусстве, исключал фальшь и в человеческих отношениях. Он начисто был лишен испепеляющей душу зависти. Доброта его была требовательной, взыскательной, но животворной. Его оптимистическое приятие жизни помогало всем, кто оказывался в сфере воздействия его личности, видеть за житейскими невзгодами ее светлые начала.

После окончания Великой Отечественной войны, в тяжких условиях восстановительного периода, А.А. Пластов размышлял о будущем: «Какое же искусство мы, художники, должны взрастить сейчас для нашего народа? Мне кажется, искусство радости. Что бы это ни было – прославление ли бессмертных подвигов победителей или картины мирного труда, миновавшее безмерное горе народное или мирная природа нашей Родины, – все равно все должно быть напоено могучим дыханием искренности, правды и оптимизма».

Ефрем Зверьков (1921-2012),

академик АХ СССР (с 1988),

вице-президент Российской академии художеств,

народный художник СССР,

лауреат  Государственных премий РФ,

лауреат Международной премии в области изобразительного искусства

имени А.А. Пластова.

Участник  Великой Отечественной войны

Журнал «Мономах» , Ульяновск

 

14.08.2018 в 09:02 Мономах 26 просмотров Мономах
Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!
 
По теме
Торжественная церемония открытия прошла 18 августа в Сенгилее. Здесь было организовано знакомство с особенностями местных традиций района, посещение краеведческого музея,

20.08.2018
В регионе готовятся к проведению Международной ассамблеи художников «Пластовская осень» - Ulpravda.Ru Событие, направленное на продвижение творчества Аркадия Пластова, популяризацию творчества именитых современников и начинающих талантливых художников, пройдёт с 9 по 19 сентября.

14.08.2018
 
Мероприятие, направленное на продвижение творчества Аркадия Пластова, популяризацию творчества именитых современников и начинающих талантливых художников, пройдёт с 9 по 19 сентября.

14.08.2018
Мероприятие, направленное на продвижение творчества Аркадия Пластова, популяризацию творчества именитых современников и начинающих талантливых художников, пройдёт с 9 по 19 сентября.

14.08.2018
 
 
Культура Ульяновской области представит новые онлайн-проекты - Ulpravda.Ru В регионе приостановлено проведение досуговых, зрелищных, культурных, выставочных и просветительских мероприятий с очным присутствием граждан, а также посещение гражданами зданий, строений, сооружений,

28.03.2020
На территории региона приостановлено проведение досуговых, зрелищных, культурных, выставочных и просветительских мероприятий с очным присутствием граждан, а также посещение гражданами зданий, строений, сооружений,

28.03.2020
 
Глава Ульяновска Сергей Панчин выражает соболезнования в связи со смертью Кларины Ивановны Шадько - Мэрия города Ульяновска 27 марта, в Международный день театра, на 82 году жизни после продолжительной болезни умерла народная артистка России, лауреат Государственной премии РФ, Национальной театральной премии «Золотая маска»,

28.03.2020
Реваз Кахмазов. Фото предоставлено ИА "Прайм Крайм" - Комсомольская правда «Комсомолка» выясняла, выльется ли «холодная» война авторитетов на улицы Александр РОГОЗА Семен ЕЛЕНИН Некоторые считают, что мир воров в законе это что-то вроде баек про скомканный конец 80-х и лихие 90-е.
Комсомольская правда
28.03.2020
27 марта в Ульяновской области сотрудники полиции установили лиц по трем ранее совершенным преступлениям, местонахождение троих без вести пропавших, задержали одного преступника, находящегося в розыске, раскрыли две кражи,
УМВД Ульяновской области
28.03.2020
Поскольку хирургические маски и другие медицинские принадлежности пользуются большим спросом, но их трудно найти в розничных магазинах в результате пандемии COVID-19, в интернете появились поддельные магазины, веб-сайты,
26.03.2020 Ulpravda.Ru
ShP_0103.jpg - Ульяновский театр драмы 27 марта в Международный день театра перестало биться сердце народной артистки России, лауреата Государственной премии РФ и Национальной театральной премии «Золотая маска» Кларины Ивановны Шадько.
Ульяновский театр драмы
27.03.2020
1.jpg - УОНБ В читальном зале Дворца книги разместилась сборная комната в японском стиле – васицу (нихонма), подаренная Центру японской культуры заводом производства шин «Бриджстоун».
УОНБ
27.03.2020
С Днём Рождения, Юрий Алексеевич! - ХК Волга Хоккейный клуб "Волга" поздравляет с Днём Рождения директора по организации и проведению соревнований Федерации хоккея с мячом России — члена Исполкома ФХМР   Юрия Молоткова            Желаем крепкого здоровья,
ХК Волга
27.03.2020
Богиня итальянских фанатов «Аталанта» обернулась вестницей смерти [видео] Андрей ВДОВИН @av_esq Еще какой-то месяц назад футбольной команде из Бергамо «Аталанте» вся Италия признавалась в любви, кричала: Богиня!
26.03.2020 Комсомольская правда
ShP_0103.jpg - Ульяновский театр драмы 27 марта в Международный день театра перестало биться сердце народной артистки России, лауреата Государственной премии РФ и Национальной театральной премии «Золотая маска» Кларины Ивановны Шадько.
Ульяновский театр драмы
27.03.2020
28 марта рабочие бригады МБУ «Дорремстрой» проводили ямочно-карточный ремонт дорог с помощью горячего асфальта на улицах Гагарина, Камышинской, Инзенской, 40-летия Октября, Тельмана и Московском шоссе.
28.03.2020 Ulpravda.Ru
Новый график обеззараживания стоков введен в рамках исполнения Указа Губернатора Сергея Морозова «О введении режима повышенной готовности» в рамках предупреждения распространения в регионе коронавируса.
27.03.2020 Правительство Ульяновской области