Всемирная организация здравоохранения признала зависимость от компьютерных игр болезнью

Всемирная организация здравоохранения признала зависимость от компьютерных игр болезнью
Всемирная организация здравоохранения признала зависимость от компьютерных игр болезнью
Всемирная организация здравоохранения признала зависимость от компьютерных игр болезнью
Всемирная организация здравоохранения признала зависимость от компьютерных игр болезнью
Фото: ulpravda.ru

Зависимость от видеоигр включили в 11-е издание Международной классификации болезней, документ вступит в силу в 2022 году. Расстройство могут диагностировать, если у человека из-за игр появились серьезные проблемы в личной жизни, учебе и на работе. 

В то же время киберспорт (командное или индивидуальное соревнование на основе видеоигр) в России официально признан видом спорта. Где же та грань между киберспортом и зависимостью от игр и когда стоит бить тревогу?

- Отчасти я согласен с признанием зависимости от компьютерных игр болезнью, но мне кажется, нужно четко разделить киберспорт и увлечение какими-то играми вообще. Потому что все-таки киберспорт - это конкретно признанный вид спорта с ограниченным количеством дисциплин. Это осознанный выбор человека, ведь киберспортсмен ставит перед собой цель - добиться какого-то результата, выступая на соревнованиях. Зависимость, о которой говорит Всемирная организация здравоохранения, предполагает, что человек сидит дома, уделяет большое количество времени игре и не может остановиться. Про киберспортсмена нельзя сказать, что он не может остановиться. Наоборот, у него есть четкий план, сколько времени уделять тренировкам и так далее. Если честно, я не понял разницы между хобби и зависимостью. Потому что хобби, которому ты также уделяешь много времени, не признают же зависимостью, - считает член правления Ульяновского областного отделения Федерации компьютерного спорта России Евгений Николаев.

Действительно, единых критериев опознания киберзависимого человека пока нет. Среди самых явных симптомов: нарушение режима дня, отодвигание на второй план остальных интересов, включая общение с близкими, неспособность самостоятельно контролировать время, проведенное за компьютером. Зависимый человек начинает играть все больше, все попытки «завязать» проваливаются. А если ему запретить играть, появляется так называемый синдром отмены: нервные срывы, депрессия, паника.

Эти и другие симптомы могут развиваться непрерывно, а могут проявляться время от времени. Главное условие для того, чтобы хобби признали болезнью, - это продолжительность симптомов. Ученые отмечают, что вышеперечисленные изменения в поведении должны продолжаться целый год.

Киберпаутина для детей

По мнению специалистов, особенно внимательно к данной проблеме должны относиться родители. Детская психика, в отличие от взрослой, еще плохо сформирована и легко поддается внешним влияниям. Детей всегда привлекает все новое, яркое и динамичное.

- Очень часто можно наблюдать картину, когда ребенок, сидя на руках у мамы, играет в телефоне или планшете. И многие молодые родители даже гордятся каждым пройденным уровнем игры, считая, что так их дитя развивается. Ни о каком развитии здесь и речи не может быть, - уверяет медицинский психолог Городской больницы № 1 Екатерина Картламаева. - Это никогда не заменит живого общения с родителями. Только взрослый человек может показать, как анализировать, синтезировать информацию. Часто здесь речь идет о вторичной выгоде - когда мама идет на поводу у капризного ребенка и разрешает ему играть, лишь бы дитя не плакало. До трех лет категорически нельзя давать доступ к гаджетам. Детей затягивает очень быстро. А мир игр настолько яркий, захватывающий, что трудно найти альтернативу, которая так же сможет заинтересовать ребенка. Но все-таки нужно постараться это сделать, предлагая совместные прогулки, подвижные и настольные игры, чтение, творчество.

… и для взрослых

Итак, с детьми все понятно. Но почему же взрослые люди попадают в киберпаутину? Отвечая на этот вопрос, уместно рассматривать такое увлечение как способ ухода от реальных проблем. В виртуальной игре человек может реализоваться, расслабиться или почувствовать себя сильнее.

- Очень часто взрослые себя оправдывают, сваливая свое чрезмерное увлечение на попытки отстранения от проблем в личной жизни: кого-то бросила девушка, кого-то уволили с любимой работы, кому-то тяжело общаться с коллегами или сверстниками. По сути, это такой же недуг, как алкоголизм или наркомания. Человек не может сам остановиться, хотя утверждает, что в любой момент может это сделать, он постоянно ищет себе оправдания. Здесь важную роль играет окружение человека. Есть такое понятие, как созависимость: когда окружение больного человека прямо или косвенно поощряет его, допускает оправдания, тем самым только усугубляя зависимость, - считает Екатерина Владимировна.

Не стоит относиться к игромании как к обычной вредной привычке, от которой всегда можно избавиться. Если игры начинают разрушать жизнь, в первую очередь нужно обратиться к психотерапевту и постараться найти причины. Часто человек убегает от реальности в видеоигры, в таком случае необходимо решать проблемы, которые к этому привели. Важно уделять внимание зависимому, спрашивать его о переживаниях и дать возможность осознать, что игры в таком количестве - это ложная ценность, которая приносит одни проблемы.

Кстати, во многих странах уже разработали программы по лечению игроманов. Они включают в себя психотерапию и лекарства: антидепрессанты, транквилизаторы и нейролептики. Однако исследований, которые доказали бы их эффективность в данном случае, пока нет.

Золотая середина

Но не нужно сразу хвататься за голову и стараться любыми способами излечить человека от игр. Если играть человеку нравится и это нисколько не вредит его жизни, то почему бы не закрыть глаза на такое безобидное времяпровождение?

Алена Христиченко увлеклась компьютерными играми еще в первом классе. Сейчас ей 21 год, она учится в Ульяновском государственном университете, на инженерно-физическом факультете высоких технологий по специальности «Наноинженерия». Девушка успешно справляется с учебой и домашней работой, общается с родителями и друзьями, да и на личном фронте все хорошо.

- В 2004 году, когда нам только купили компьютер, мой брат начал играть. А мне все было интересно, и я наблюдала, что он делает, куда нажимает. Когда брат уходил, я пыталась это повторить. Это был Counter-Strike. Скорее всего, я увлеклась этим из-за заинтересованности в чем-то новом. Я не могу назвать себя киберспортсменом, потому что не достигала никаких целей, ничего не выигрывала и даже близко не играла к про-сцене, поэтому скажу, что это мое увлечение. Игры мне никак не мешают в жизни. Просто когда появляется свободное время, я провожу его таким вот образом, - поделилась Алена.

Сегодня существует огромный перечень жанров компьютерных игр: технические и спортивные симуляторы, боевая арена, соревновательные головоломки, стратегии... Перечислять их можно долго. Большую часть игровых программ можно отнести к трем классам. Динамические игры - от геймера требуется максимальная скорость реакции и точность, минимум интеллектуальных задач. Игры планирования - в них главное - развитие и оценка ситуации. При этом думать приходится не только о настоящем положении дел, но и о том, что может случиться на следующих ходах и какие преимущества можно получить в будущем. Ближайшая и самая наглядная параллель - шахматы. Сюжетные игры - здесь могут иметься и элементы двух вышеописанных классов, однако целью является продвижение по сюжету, а не победа над противником.

Поэтому можно заключить, что игры - это не только кровь и стрелялки (хотя есть и такие жанры). И не всегда компьютерная  игра приравнивается к зависимости. Важно помнить, что здесь, как и в любом деле, нужна мера. Не забывайте о золотой середине, и никакая «киберхворь» не будет вам страшна.

А вы знали, что…

... изобретение компьютерных игр обычно приписывают кому-то из троих людей: Ральфу Баэру, инженеру, выдвинувшему в 1951 году идею интер­активного телевидения, А.С. Дугласу, написавшему в 1952 году «OXO» - компьютерную реализацию «крестиков-ноликов», или Уильяму Хигинботаму, создавшему в 1958 году игру Tennis for Two (первая многопользовательская игра, спортивный симулятор).
 

Словарь геймера

Это было изи (англ. easy) - легко, просто.

Го гамать - играть в компьютерную игру.

Катать - играть.

Каточка - матч в Counter-Strike,  Dota 2, WoT и подобных играх.

Кайтить (англ. kite хищник) - подразумевает обманывающее движение, непрерывное движение персонажа.

ГГВП - сокр. от англ. Good game well played - хорошая игра, хорошо сыграно. Обычно таким образом благодарят соперников за игру. Иногда используется для обозначения ситуаций, в которых все складывается не в вашу сторону.

ГЛХФ - сокр. от англ. Good luck, have fun - пожелание хорошей игры. Иногда используется как «Good lags, have funs», если игра лагает.

Тильт (англ. tilt) - состояние игрока, вызванное сильными эмоциями от выигрышей или проигрышей, при котором он играет в не свойственном ему стиле и начинает допускать много ошибок в игре.

 

Эльвира ЗЯМАЛОВА

Народная газета
 
По теме
В рамках проекта «Школьная спортивная лига», в спортивном зале районного Дома культуры состоялась товарищеская  встреча по бадминтону среди обучающихся 5-9 классов,
Членов студотрядов Ульяновской области обучат рабочим профессиям по федеральной субсидии Анна КУЗОВЛЕВА Членов студотрядов Ульяновской области обучат рабочим профессиям по федеральной субсидии Фото:
28 марта на базе МОУ СШ г.Сенгилея прошло районное профориентационное мероприятие для обучающихся 9 классов с представителями Ульяновского училища (техникума) олимпийского резерва.
Ульяновцы поборются в суперфинале турнира Приволжского федерального округа 3х3 - Минспорт Команды юношей и девушек из учебных заведений среднего профессионального образования (СПО) примут участие в масштабном празднике баскетбола, который будет организован в Нижнем Новгороде 23-24 марта.
Минспорт
Во Дворце книги открылась фотовыставка «Останови огонь!» - ГУ МЧС Ульяновской области В рамках празднования 375-летия Пожарной охраны России в фойе Дворца книги состоялось открытие фотовыставки, приуроченной к началу пожароопасного сезона, посвященной профилактике природных пожаров и всем героическим людям,
ГУ МЧС Ульяновской области
Профилактика вирусных гепатитов А и Е - Роспотребнадзор Ульяновской области Энтеральные гепатиты – острые вирусные заболевания с фекально- оральным механизмом передачи возбудителя, характеризующиеся симптомами интоксикации и преимущественным поражением печени.
Роспотребнадзор Ульяновской области
В 2024 году в Ульяновской области продолжится модернизация онкологической службы - Правительство Ульяновской области 27 марта Губернатор Алексей Русских посетил областной онкодиспансер, ознакомился с работой нового оборудования, закупленного по нацпроекту «Здравоохранение», а также обсудил перспективы развития учреждения.
Правительство Ульяновской области
IMG_0046.jpg - Ульяновский театр драмы 27 марта губернатор Ульяновской области Алексей Русских поздравил с Международным днем театра коллектив старейшего театра Поволжья – Ульяновского драматического театра имени И.А.Гончарова.
Ульяновский театр драмы