Удивительно сошлись в ульяновских музеях июльские художественные выставки. Тут и погружение в историю, и воспоминания о Симбирске, и современная картина мира.
Пробуждение души
Глядя на произведения известных ульяновских художников, без труда узнаешь руку мастера. Знаешь их излюбленные темы, стиль, цветовую палитру. А как видят окружающий мир молодые художники? Что их увлекает, чем наполнены души, что хотят открыть в нас и в себе, как чувствуют себя в непростом времени? Возможно, на эти вопросы ответит региональная выставка «Молодые художники-2019», которая открылась в выставочных залах Картинной галереи Ульяновского регионального отделения Союза художников России.
Более ста работ представили 29 молодых ульяновских художников - это живопись, графика, декоративно-прикладное искусство. Для кого-то участие в выставке - первый шаг на творческом пути. Кто-то уже выставлял свои произведения не только на областных, но и на выставках регионального, всероссийского и международного уровня, это Павел Клементьев, Марина Дементьева, Анастасия Сотникова. А вот Надежда Парамонова и Кирилл Пастушенко успешно преподают живопись в детских школах искусств, и их ученики уже участвовали в детских и молодежных выставках в Ульяновске, в Приволжском федеральном округе и в России.
Они такие разные. Одни верны реалистическим традициям. Другие взрывают традиции и каноны, хотят попробовать себя в разных стилях и, конечно, заявить о себе. Есть работы, по которым лишь скользишь взглядом. Есть те, которые заставляют притормозить и подумать. Есть и такие, которые немного разочаровывают несоответствием понимаемого интересного замысла и скромным воплощением. А есть картины, возле которых хочется постоять, удивиться, порадоваться и увидеть мир другими глазами.
«Возродившиеся мысли», «Покаяние», «Вера», «Пробуждение»… Так называются удивительные работы Р. Гараевой. Темы - для человека взрослого и мудрого. Но молодой художник берется за них смело и ярко. Как ухватить, запечатлеть нечто нематериальное, неуловимое, сиюсекундное? Мощный, уверенный мазок обретает легкость, летучесть, движение, кажется, сейчас изменится картинка мира.
У молодых художников практически нет серых, мрачных красок. Мир ярок и многоцветен. И даже в брутально-темном «Натюрморте с чайником» Михаила Гардта ослепительной радостью озаряет все вокруг наливное яблочко. Екатерина Дудникова увидела, как сказочен «Майский пруд» с ажурными переплетениями листвы и травы.
Задает нам загадку Наталья Демина со своим красно-черно-белым мистическим, переполненным фантазией «Божеством». Персонажи оригинальных иллюстраций Павла Клементьева к книге «Коми-Пермяцкие народные сказки», кажется, уже готовы шагнуть на подмостки кукольного театра. При скромном количестве портретов неожиданны работы Надежды Парамоновой: знаменитый футболист Марадона в молодости и зрелости - другой взгляд, жизнь, в которой лучшее позади. И просто заворожили меня две работы А. Оглезовой - «Теплая зима» и «Макбет»: в сдержанном минимализме цвета, сочетании желтых, коричневых, черных красок есть какая-то тайна, в которую хочется проникнуть, но не хочется разгадать…
Не в первый раз участвует в молодежной выставке Алексей Адамович. Его работы - украшение экспозиции. «Монастырские стены», «Церковь в селе Вороновка», «Черемуха цветет», «Зимнее серебро» - в этих и других полотнах грустная искренность, нежность красок, глубокое раздумье, прикосновение к вечности, негромкая красота русской природы, в которой хочется черпать силы для того, чтобы жить, дышать, творить.
Наверное, молодых художников нельзя судить по самым строгим законам. Но если зрители увидят в их работах то, на что откликнется душа, значит, творческие поиски не напрасны.
Прогулка с героями Гончарова
Знаете ли вы, что роман «Обломов» читают уже 160 лет, а роман «Обрыв» - 150 лет? Двум этим датам посвящена выставка «От «Обломова» к «Обрыву». Прогулки с героями», которая открылась в Историко-мемориальном центре-музее имени И.А. Гончарова. Два великих романа разделяет 10 лет. Но эти годы вместили в себя столько важнейших исторических событий, что можно сказать: произведения принадлежат к разным эпохам.
«Замысел романов возник у Ивана Гончарова практически одновременно. В 1847 году писатель задумал роман «Обломовщина», а в 1849 году отправился в Симбирск, - рассказала заведующая центром-музеем Ирина Смирнова. - Здесь, в родном городе, меняется замысел романа. В первый приезд в Симбирск возник замысел нового романа, который потом Гончаров назовет «Обрыв». Эти два романа можно смело считать симбирскими. «Обломов» Гончаров вынашивал десять лет, а написал за семь недель. Произведение имело колоссальный успех у современников и критиков. Роман переведен на 49 языков. Двадцать лет вынашивал замысел романа «Обрыв», за это время несколько раз менял название произведения: первым было «Художник», затем «Вера» и только потом «Обрыв», которое стало последним для романом Гончарова».
Выставка создана на основе фондовой коллекции музея. Представлены иллюстрации к романам «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» народного художника РСФСР Петра Пинкисевича, созданные им в 70-е годы (27 подлинных иллюстраций Пинкисевича к романам Гончарова поступили в музей в ноябре 2017 года от родственника Петра Наумовича), и пять иллюстраций Германа Мазурина к роману «Обломов», которые были созданы в 1982 году. Все эти работы никогда не экспонировались. В центральной части экспозиции - картина известного ульяновского художника Аркадия Егуткина «Свой среди своих. Посвящение И.А. Гончарову».
На улочках Симбирска
Новая выставка «Энергия простора» в Музее изобразительного искусства ХХ - ХХI вв., которая откроется 19 июля, вернет нас в мир замечательного художника Михаила Радонежского. Она посвящена 125-летию мастера и входит в цикл выставок «Ульяновские художники-юбиляры» из собрания Ульяновского областного художественного музея.
Михаил Радонежский родился 12 марта 1894 года в старинном поволжском городке Васильсурске Нижегородской губернии. В 1931 году по приглашению городского отдела народного образования художник переехал в Ульяновск. Здесь он преподавал в школах, техникумах, училищах, работал старшим научным сотрудником художественного музея. Художник - один из самобытных мастеров пейзажного жанра и натюрморта.1 января 1946 года в «новогодней анкете» «Ульяновской правды» Михаил Михайлович Радонежский сказал: «Моя тема - областной пейзаж. Показать на полотнах живописные места области, ее богатые леса, красивые озера, величественную Волгу, дремучий Черемшан - это мои заветные планы. Меня интересует не только пейзаж, но и то новое, что преобразит его. Например, на фоне глотовских и юловских лесов я напишу лесопильные заводы, детскую здравницу. Тему Волги соединю с показом рыболовецкого колхоза с. Панской Слободы»...
А вот что писала «Ульяновская правда» о Радонежском: «Едва обнажатся поля от снега, художник берет с собой этюдник и шагает от Белого Яра до Никольского-на-Черемшане по знаменитому валу. Он осматривает древние форты, слушает легенды старожилов и пишет уголки реки Черемшан. Художник узнает, что в Куйбышев пароходом едет пионерская экскурсия. М.М. Радонежский отправляется с детворой в низовья, останавливается в Ставрополе, Морквашах и пишет этюды».
За сорок лет творчества Радонежский создал неповторимые по своей поэтичности образы старого Симбирска. На его полотнах - почти все улочки центральной части города, старый Венец, стены бывшего Спасского монастыря, архитектурные детали старинных зданий. А еще - «Новый Ульяновск», так назывался цикл его работ, в которых звучит вечная тема обновления жизни: «Засвияжье», «Московское шоссе», «Вечером в Засвияжье». И конечно, он писал Волгу - такую изменчивую, знакомую и неизведанную, вдохновляющую красотой и силой.
Во время работы выставки будет проходить конкурс для посетителей. Делайте селфи, если угадали место, где были написаны картины. Размещайте в сети. Те, кто наиболее точно узнает уголок Ульяновска, совпадающий с композицией картины, будут получать призы. Они будут вручаться до 25 августа в Музее изобразительного искусства ХХ - ХХI вв. Но главное - всматриваясь в картины Михаила Радонежского, мы заглянем в историю и увидим (а кто-то вспомнит) улицы старого города, которых уже нет…
Выбирайте. Смотрите. Не жалейте эмоций.
Ольга САВЕЛЬЕВА
Народная газета