В селе Кивать Кузоватовского района в этнокомплексе «Эрзянь эрямо тарка» («Мордовская усадьба») прошел ульяновский областной фестиваль эрзянского фольклора «Масторавань морот-2013». В мероприятии приняли участие коллективы Ульяновской области и Мордовии, руководство региона и жители окрестных деревень. В селе была организована работа творческих площадок, состоялись состязания с использованием традиционных элементов борьбы, стрельба из лука, метание топора и деревянного мяча, конкурс красоты, историческое пятиборье и многое другое.
Проводится мероприятие центром по возрождению и развитию национальных культур с 1992 ежегодно в июне в одном из эрзянских сел Ульяновской области. Фестиваль начинается с проведения традиционного для данного села одного из старинных эрзянских обрядов: «Тундонь ильтямонь чи» («Проводы весны»), «Норовавань чи» («Поклонение божеству поля, урожая»), «Велеозкс» («Сельское моление»); потом проводятся свадебные обряды: «Кашадо ярсамо чи», «Парень вачкамо», «Одирьвань урнемат»; ритуальные игры, пляски ряженого медведя и др. В селе Кивать мордва почтила духов воды, урожая и пчеловодства.
Во время фестивалей традиционно проводились показы детского творчества «Эрзянь моро — пингеде пингес» («Эрзянская песня из века в век»), выставки работ мастеров прикладного творчества и самодеятельных художников, старинных предметов быта и национальных костюмов, эрзянской кухни и многого другого. Символом фестиваля является выполненная в национальном колорите матрешка, которая в качестве эстафеты передается от одного района области к другому. Ранее «Масторавань морот» проходил в Новомалыклинском (1992, 1999), Инзенском (1994), Вешкаймском (1995), Кузоватовском (1996, 2007), Павловском (1997), Сурском (2000) и Николаевском (2001) районах.
– К фестивалю мы готовились очень долго, – рассказал Владислав Тогаев, руководитель местной школы искусств. Кисти его воспитанников принадлежали пейзажи мордовской природы, выставленные перед «Матерью-землей». Кроме того, именно ученики детской школы искусств самостоятельно руководили площадкой художественной резки по дереву.
Ставшие традиционными «кулинарные избы» встречали гостей народными мордовскими блюдами. В основе мордовской кухни, как рассказали руководители площадок, лежат растительные и молочные продукты. Из мяса представители этой национальности предпочитают есть говядину и свинину, изредка – баранину. Довольно популярны блюда из птицы и мясных субпродуктов. Любимое национальное блюдо – щи на курином бульоне из свежей капусты. Кроме того, эрзя угощали гостей медом и медовухой.
Основные мероприятия проходили в живописном месте у подножия горы, недалеко от святого источника и восстановленного здания церкви на специально построенной уникальной фестивальной площадке – мордовской этнодеревне. В этом году там работало 10 творческих площадок: «Капище мордовское» (демонстрация восстановленных обрядов, гаданий, изготовление оберегов, изучение целебных трав мордовского народа), «Вадря овто» и «Вишка овтыне» (выборы «лучшего медведя и медвежонка» во время богатырских состязаний с использованием традиционных элементов борьбы), «Тюштянь налскемат» (стрельба из лука, метание топора и деревянного мяча, перетягивание палки, бег в гору в лаптях и поднятие бревна), «Этно-NEXT» (современные направления молодежной культуры в рамках этнофестиваля) и многое другое.
– Мы не проводим языческие ритуалы, мы только исторически воссоздаем их, – рассказала председатель Кузоватовского Дома культуры Ирина Ананичева.
Языческое капище было воссоздано крайне аутентично – там проходил так называемый «Праздник трех Спасов», посвященный трем богиням мордовской мифологии – богине урожая и хлеба Нароваве, богине леса Виряве и богине пчеловодства Мекшаве. Танцевальная группа «Вдохновение» завела вокруг капища хоровод, затем хоровод двинулся к реке. После обряда сбора пожертвований для моляна у капища было проведено символическое моление этим языческим богам мордовской мифологии – собравшимся предложили попробовать «намоленную» кашу и подарили старинные мордовские обереги, выполненные с соблюдением древнейших традиций.
Современная мордва – носители православной, а не языческой культуры, так что начался фестиваль не с языческих ритуалов, а с праздничного шествия по центральной улице к церкви – она, вспоминают старожилы, практически единственная в районе не пострадала в революционные годы. У церкви с приветственным словом выступил батюшка Александр.
– Несмотря на то что мордва приняла крещение позже остальных народов России, – рассказал он, – сегодня представители народа эрзя и мокша являются полноправными членами православной семьи – многие деятели веры происходят из этого народа, в том числе и патриарх Никон.
Священник поделился, что к предстоящему 1025-летию крещения Руси киватская церковь засияла новыми золотыми куполами. Перед собравшимися выступил с традиционными духовными песнями ульяновский коллектив «Образ», затем в небо были пущены семь голубей – символы православных семи таинств. Завершали фестиваль концерт народных музыкальных коллективов и праздничный ужин.
Андрей ТВОРОГОВ