Потаённый Пластов. О трагизме гонений и сокрушений в творчестве художника

Фото: ulpravda.ru

Для проникновения в творчество А.А. Пластова сущностно важно понятие «народ», вокруг которого, как идеократического стержня, полтора столетия (от «великих реформ» и до конца XX века) сосредотачивались социальные напряжения, формовавшие почвенную, национально самодостаточную культуру.

Почвенничество широким охватом вбирает и «передвижническую» обострённую совестливость, и непосильный маломерному интеллектуализму суриковский эпический трагизм, и колористический пейзажный пантеизм «московской школы живописи». А.А. Пластов, наследуя, итожит предшествующие традиции, придаёт им новую жизнь, сверхчутко отзываясь на тектонику катастрофическо-титанической эпохи, творит современное искусство от имени немотствующего, перемалываемого, казавшегося вечным крестьянства.

А.А. Пластов. Трактористки. 1943-1944. Собрание семьи А.А. Пластова

А.А. Пластов пережил всю судьбу русского крестьянства и ушёл из жизни за три десятка лет до практически полного исчезновения корневого быта и уклада. Потому, обращаясь к творчеству А.А. Пластова, пытаясь уразуметь и прочувствовать оставленное нам наследие, понимаешь, что его нужно смотреть крестьянскими, народными глазами, без уверенности, что сохранился подобный полноценный взгляд, но в любом случае, смиряясь перед его утрачиваемым превосходством.Многое в пластовском творчестве остаётся недоизученным, недоосмысленным, а порой и просто неизвестным. В последнее десятилетие, благодаря наследникам А.А. Пластова, открылись две потаённые темы – церковно-религиозная и внешне ей противоречащая «антично»-пантеистическая. 

Вспоминается первое явление библейско-евангельских, церковных работ на камерной выставке в Российском фонде культуры. Ощущение таинства усиливалось экспонированием небольших холстов и графических листов в полутёмном цокольно-коридорном пространстве, чем-то напоминавшем крипту. Впервые собранные в смысловое единство разновременные произведения, удивляя, побуждали задуматься о непрерывности духовных переживаний художника, о периодичности возвращений к определённым сюжетам, о сосредоточенности на свето-цветовой образности, одолевающей все наступления тьмы. Подтверждающим примером непрерывности, столь важной для обсуждаемой частной темы, выберем раннюю, юоновскую по стилистике, наблюдённо-достоверную акварель «Праздник Флора и Лавра» (1915-20) и соимённую ей, родственную барочной бурности холста «Купание коней» (1938), акварель-памятование полноты церковно-народной жизни, написанную в конце 1940-х годов. 

Разрушение церкви в с. Прислониха. 1937

Церковные сюжеты великолепием живописи свидетельствуют трагизм гонений и сокрушений русской церкви. Свидетельствуют не столько внешне повествовательно, сколько подспудно. Как в роскошествах «Сенокоса» скрыта беда, поставившая в ряд косцов стариков, баб да малолеток, напоминая о войне, выкосившей крепких молодых и зрелых мужиков ‒ опоры обречённо не поднявшегося крестьянского мира («Жатва» 1945, «Трактористки» 1943-44), так и церковный мир бережётся-спасается женщинами да стариками, редкостно верными, прошедшими немыслимые гонения священниками. Но и в этом мире нет крепких и зрелых мужиков. Причина не только в войне, а в тектоническом сдвиге эпохи, всколыхнувшем неверие.

Фиксируя воцерковлённость А.А. Пластова, нашедшую воплощение в «потаённом» церковном цикле, решаешься обозначить некие парадоксальности, усложняющие понимание пути художника в обращении к духовному. Обратимся к биографии, к упоминаниям, что в роду А.А. Пластова были священники и иконописцы, строители и благоукрашатели храма в Прислонихе, что пять лет юный А.А. Пластов учился в духовном училище и четыре в духовной семинарии, готовясь к священническому служению. Из этих обстоятельств наш современник, далекий от реалий церковной и церковно-учебной жизни конца XIX - начала XX вв., может сделать прямой вывод о изначально-глубинной воцерковлённости, нашедшей отражение в работах «потаённого» цикла. Но большая внимательность к немногочисленным опубликованным свидетельствам заставляет усомниться в подобной однозначности. Сам Пластов называл пребывание в училище «бурсой», отсылая к знаковой нарицательности нравов, описанных в редко кем ныне читаемых «Очерках бурсы» Н.Г. Помяловского. Второе, что обращает внимание – высокая оценка пребывания в семинарии, благодарность просвещённым преподавателям, допускавшим и поощрявшим вольные диспуты-вопрошания.

А.А. Пластов. Сенокос. 1945. ГТГ

Возвращаясь к «потаённой» церковной теме важно отметить, что создавалась она «по памяти», без возможности прямой натурной работы. Акварель, гуаши писались сразу по возвращению с церковных служб. «Венчание» (1960-е), «Свадьба в старой Прислонихе» (1968) – память о собственном венчании в Германовском храме Симбирска и об уже к моменту создания картины окончательно разрушенной церкви в Прислонихе. Естественным подспорьем служила изученность рукой, глазом пластики и обличья русских людей в их «трудах и днях». Но вот сам образ церковного служения доносился в мастерскую как свеча в пасхальную ночь. Основа большинства церковных композиций – образ света. Света не только наблюдённого, «свечного», но света, одолевающего мрак (вспоминается определение «фаворского света» Св. Григорием Паламой – «сверхсветлая тьма»). В какой-то мере церковные композиции А.А. Пластова являются чистым воплощением «идей», живших в душе лишь одного художника – ведь никто из талантливых современников не обращался к ним напрямую в 1940-50-е годы. А.А. Пластов оставался последним звеном, соединяющим церковные сюжеты в дореволюционном искусстве с современной нам тематикой, возродившейся в конце 60-х – начале 70-х, вернее, принятой, как теперь очевидно, из холодеющих рук уходившего великого художника.

Обратим внимание на холст «Рисующий у окна. (Портрет сына)» (1945), напрямую вроде как не связанный с потаённым циклом, попытаемся рассмотреть некоторые скрытые в нём смыслы. Любуясь живописными достоинствами, не сразу задаёшься вопросом – а что же копирует пятнадцатилетний Николай Пластов? Вернее, каждый, мало-мальски интересующийся древнерусским искусством, сразу же узнает на репродукции в книге новгородскую краснофонную икону «Илья Пророк» начала XV века. Копирует же юноша из, пожалуй, первого значимого издания по древней иконописи, с первоклассной репродукционной печатью из третьего тома выпусков сборников «Русская икона», изданных товариществом Р. Голике и и А. Вильборг в Петрограде в 1914 году. Несомненно, копируя репродукцию, Николай Пластов прочел соседствующую статью Н. Пунина «Эллинизм и Восток в иконописи». Внук Николай Николаевич Пластов разыскал в бережно хранимой библиотеке деда три «тетради» знаменитого издания, в котором впервые полемично остро поставлены вопросы будущих исследований древнерусской культуры.

Для разумения крестьянской «русской веры» решаешься обратить внимание на две картины, объединённые не только тематически, но и хронологически. «В старой Прислонихе. Слепые» (1966-68) - обращение и к личной памяти и к многочисленным этносоциальным исследованиям XIX в., классифицировавшим все виды странничества, и к русской литературе - от радищевского «Путешествия из Петербурга в Москву» со слепцом, поющим столь любимый в народе духовный стих об Алексии-человеке Божьем, до «Очарованного странника» Н.С. Лескова, до правдолюбцев из «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова. Этот холст генетически и стилистически связан с иллюстративными циклами русской прозы и поэзии, над которыми многие годы трудился, размышлял А.А. Пластов. Сложнее понять слепцов («Слепые», середина 1950-х - 1967), бредущих по  накатано-прочерченной дороге с одиноким электрическим столбом в ясный, ветреный день.

Слепцов-странников А.А. Пластов пишет, приближаясь к «земному рубежу», в осеннюю патриаршью пору, открывающую человеку потаённые смыслы, наделяя умиротворённой мудростью. 

Как тут не вспомнить последний этюд, написанный А.А. Пластовым 5 мая в 1972 году и «Бабье лето» 1971 года. Исчезло, искоренено, паспортизировано странничество, исчезло вместе с крестьянской Россией. Пластов фиксирует, документирует уход, и нам уже не ясен смысл, для восстановления которого, как и иных утрачиваемых, но сущностных для понимания корневых основ национальной жизни, необходимо чтение конгениальных А.А. Пластову писателей-современников, вслушивание в музыку конгениальных современников-композиторов.

Для завершения лишь кратко обозначенной темы «русской веры» важно представить   родовые воспоминания о разграблении-осквернении    церкви в Прислонихе. Сын А.А. Пластова Николай Аркадьевич вспоминал врезавшееся из детства 1937 года: «Мальчонкой лет шести, держась за складки бабушкиного сарафана, стоял я в толпе перед расхлёстнутыми вратами церковной ограды. Прямо под ноги нам, сверкающе и нарядно, выбрасывались из церкви иконы, литые завитки паникадил, коричневые кожаные книги с медными застёжками. Иные при ударе раскрывались, и слышно было, как ветерок шелестит-перебирает древние страницы с киноварью инициалов и чернью уставного письма. По разъезжающимся доскам икон прыгал Хромец-активист сведённую крючком ногу ему заменил костыль с оковкой и гвоздём на конце… С ухмылкой он норовил попасть в глаз поверженных святителей и делал резкий разворот.  Кирпичные столбы ограды были разобраны по баням на печки. Туда же тащили рулонами сорванные со стен прадедовы библейские композиции» (Т. Пластова. Аркадий Пластов. Православные истоки творчества // ж. «Русское искусство», № IV, 2004.)

Сопоставим со строками «Пирамиды» Л.М.  Леонова: «Одна из странниц или бродяжка беспамятная, которых к тому времени вывели на Руси, бесстрашно опустившись … стояла на коленях, словно на себя принимала великий грех сограждан, безучастно следящих за ходом событий, она не плакала, не молилась, лишь прощалась со своим старым русским Богом, с буднями и праздниками отжитой истории… Вдруг наступила оглушительная тишина, как призыв к бунту, с которого могло начаться стихийное и страшное пробуждение нации». «Стихийное и страшное» волновало души русских гениев - А.С. Пушкина, В.И. Сурикова, М.П. Мусоргского, М.А. Шолохова. Волновало и А.А. Пластова, свидетельством чего оставшийся, перегораживающий всю мастерскую холст с так и не написанным «Пугачёвым».

Сергей Гавриляченко,

секретарь ВТОО «Союз художников России»,

народный  художник Российской Федерации, профессор

Из статьи «Потаенный Пластов»

Международная ассамблея художников

«Пластовская осень»,

Журнал «Мономах», Ульяновск

18.09.2018 в 09:03 Мономах 11 просмотров Мономах
 
По теме
На Нетребко билеты в партер будут покупать за любые деньги. Личный архив - Комсомольская правда Организаторы гастролей рассказали «КП» о закулисье шоу-бизнеса - тайны звезд от промоутеров Игорь ПОЛЯКОВ Российские звезды часто жалуются на проделки концертных промоутеров: то тут обманули, то там обокрали.
16.12.2018
 
ВНИМАНИЕ! Закрыт для посещения - Музей-заповедник Родина В.И. Ленина 16 декабря с 10:00 до 18:00 по техническим причинам закрыт для посещения музей «Симбирские типографии» (Ленина, 73).
15.12.2018
Главный режиссер Московского драматического театра «Сфера» Александр Коршунов высоко оценил организацию «Международного театрального фестиваля «История государства Российского. Отечество и судьбы» - Ульяновский театр драмы Итоги театрального марафона подвели эксперты фестиваля.  Специальным гостем стал авторский Московский драматический театр «Сфера».
15.12.2018
 
- Сегодня театральное искусство в Ульяновской области переживает расцвет: появляются новые коллективы, проходят международные фестивали, ульяновские спектакли получают самые высокие награды в России и за рубежом,
15.12.2018
 
Итоги театрального марафона подвели эксперты фестиваля. Специальным гостем стал авторский Московский драматический театр «Сфера».
14.12.2018
Юрий Рогачев, осужденный за педофилию, работал завучем, а с подростками переписывался от имени их сверстника. Фото: Соцсети - Комсомольская правда Эксперты объяснили, как извращенцы ловят в свои сети детей Александр РОГОЗА @rogozavr Сайт, где в аренду предлагали девочек и мальчиков, на прошлой неделе разоблачили активисты, которые борются с педофилами.
15.12.2018 Комсомольская правда
25-летняя Каролина Саркисян дала эксклюзивное интервью «КП» Александр РОГОЗА @rogozavr Вчера стало известно, что суд арестовал сотрудников московской клиники пластической хирургии «Сфера»,
14.12.2018 Комсомольская правда
На Нетребко билеты в партер будут покупать за любые деньги. Личный архив - Комсомольская правда Организаторы гастролей рассказали «КП» о закулисье шоу-бизнеса - тайны звезд от промоутеров Игорь ПОЛЯКОВ Российские звезды часто жалуются на проделки концертных промоутеров: то тут обманули, то там обокрали.
16.12.2018 Комсомольская правда
- Сегодня театральное искусство в Ульяновской области переживает расцвет: появляются новые коллективы, проходят международные фестивали, ульяновские спектакли получают самые высокие награды в России и за рубежом,
15.12.2018 Ульяновский театр драмы
Мероприятие проходило 12 декабря в Ленинском мемориале, Ульяновском областном художественном и краеведческом музеях, их филиалах, Ундоровском палеонтологическом музее и музеях муниципалитетов.
14.12.2018 Ulpravda.Ru
Крупное поражение в Хабаровске - ХК Волга В очередном матче Чемпионата страны "Волга" встречалась на выезде с действующим Чемпионом России - хабаровским "СКА-Нефтяником" и уступила 2:10         Дальневосточная команда владела преимуществом на прот
15.12.2018 ХК Волга
ПРИГЛАШАЕМ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ПАРАДЕ ДЕДОВ МОРОЗОВ И СНЕГУРОЧЕК НА ОТКРЫТИИ ГЛАВНОЙ ЁЛКИ ГОРОДА - администрация г. Димитровград Администрация города приглашает горожан стать участниками парада Дедов Морозов и Снегурочек, который состоится на открытии главной городской ёлки 20 декабря на площади Советов.
14.12.2018 администрация г. Димитровград
За минувшие сутки в Ульяновской области зарегистрировано 36 дорожно-транспортных происшествий, в которых четыре человека получили травмы различной степени тяжести и один человек погиб.
15.12.2018 УМВД Ульяновской области