Чудеса Ульяновской области: об умирающих селах, древних святынях и раскулаченных богачах

Фото: ulpravda.ru

Симбирская губерния всегда была аграрным краем, и большинство людей жило в селах. Многие села сейчас, к сожалению, умирающие  и составляют истинную, простую и не очень  историю нашего края, которую стоит не только послушать, но и прочувствовать. Эти деревенские истории и есть, по сути, наш генетический код, который позволяет ощущать себя гражданином Великой Страны.

Село Коноплянка

54°04′27.2″N 46°27′45.1″E

Коноплянка сейчас - совсем небольшое село, находящееся практически на границах Инзенского и Карсунского районов. Но многие путешественники  часто съезжают с трассы, чтобы внимательно рассмотреть древний храм корабельного типа, величаво возвышающийся над окрестностями. А история появления этой церкви, как и села, довольно занятная.

Началось всё совсем не здесь, а в нескольких  десятках километров в 1647 году. В это время активно строилась Карсунская засечная черта (оборонительное сооружение, тянувшееся от Сурского острога и через Карсун до Синбирска). По военным надобностям был построен Тальский острог (крепость) с храмом В  честь Архангела Михаила. Но место это на реке Тале оказалось очень неудобным: бедные, болотистые земли, море гнуса, вечное бездорожье. Кроме того, и посягать на эту крепость никто так и не собрался, и вскоре она полностью утратила свое и военное, и житейское значение, а поселенцы просто сбежали вниз по течению реки и образовали новое село – Коноплянка.

Так, уже в 1693 году в Тальском остроге людей не осталось, и  жителям Коноплянки было разрешено «перенести» Архангельский храм на новое место. Нынешняя каменная церковь была построена уже в 1925 году  взамен старой  деревянной. Интересно, что до революции в ней хранился «древний колокол в 3 1/2 пуда  с древней надписью, разобрать которую невозможно, иконы святых из Тальской церкви и книга "Чтение святых апостол", а также ружье, от коего ныне остался в целости один ствол». Была в храме и своя святыня – явленная на святом источнике икона великомученицы Параскевы Пятницы.

Сейчас церковь недействующая, и можно спокойно войти вовнутрь. Здесь еще местами остались росписи, да и стены по-прежнему крепкие.

Продолжаем свой путь по направлению к Инзе. Вскоре справа появляется крупнейшее село Инзенского района.

  Село Труслейка

53°54′34.2″N 46°23′22.6″E

Село Труслейка, находящееся в семи километрах от районного центра г. Инза, основано 3 мая 1682 года 15 казаками для охраны границы русского государства. Труслейская слобода получила своё название из двух старомордовских слов: Турус – овраг и Лейка - ручеёк. Вскоре в Труслейской Слободе стали появляться деревянные дома, крытые соломой.

В те времена появилась и первая деревянная церковь, построенная «Андреем Петровым со товарищи». В 19-м веке эта церковь сгорела, и в 1879-1880 годах была построен новый деревянный храм. Церковь была возведена на средства прихожан, которых на тот момент в селе было более 2000 человек самого разного чина - от батраков и бедняков до купцов и помещиков. Церковь имела два престола: главный (холодный) - во имя Святителя и Чудотворца Николая и теплый - в честь воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. При советской власти храм был закрыт, а в 1958 году разобран. Новое рождение храма состоялось уже в 2003 году, которы, по традиции села  вновь был построен деревянным. Эта церковь получилась хоть и небольшая, но очень уютная.Прославилось село и своим земляком – Флоресовым Михаилом Семеновичем, деятелем русской православной церкви, педагогом, духовником выдающегося мыслителя П.А. Флоренского. Флоресов М.С. окончил Симбирское духовное училище (1864), Симбирскую духовную семинарию (1870), Киевскую духовную академию (1874). В 1874-1887 годах служил в Симбирске, преподавал латинский язык и русскую словесность в духовной семинарии и Мариинской гимназии. В 1887 году в Симбирском Покровском мужском монастыре он был пострижен в монашество с наречением имени Антоний. В 1890 году был возведен в сан епископа, а в начале 20-го века при поддержке П.А. Флоренского возродил древний монастырь близ Симбирска – Симбирскую Соловецкую пустынь.

Далее мы выезжаем из села и двигаемся по прямой сквозь леса, поля, холмы и села. Село Пятино видно издалека.

  Село Пятино

54°06′46.3″N 46°08′44.3″E

Село Пятино привлекает внимание своим необычайно большим по сельским меркам храмом, который хорошо виден с дороги.

История, связанная с этим храмом, входит в десятку самых известных любовных историй мира. Произошло это благодаря роману Александра Дюма-отца «Записки учителя фехтования, или Восемнадцать месяцев в Санкт-Петербурге» и по фильму «Звезда пленительного счастья». Это история любви и верности молодого русского дворянина и француженки. Именно в этих местах бравый кавалергард Иван Александрович Анненков и модистка мадемуазель Жаннетт Полина Гебль нашли свою любовь, которая длилась 50 лет.

За участие в восстании  на Сенатской площади Анненков лишен дворянского звания и сослан в Сибирь. Его возлюбленная француженка несколько лет добивалась разрешения проследовать за любимым. Только после личной встречи ее с императором такое разрешение было получено, и Полина Гебль уехала в добровольную ссылку в Сибирь наравне с другими женами декабристов. Там Иван и Полина поженились, вместе пережили ссылку, вместе вернулись и даже умерли они почти одновременно. Они захоронены в одной могиле в Н.Новгороде. Их любовь началась на Симбирской земле, а в память об этой любви у нас остался величественный храм Живоначальной Троицы, построенный Анной Ивановной Анненковой с молитвой о «непутевом» сыне-декабристе.

Существует легенда о том, что проект этого храма Анна Ивановна Анненкова, будучи реально баснословно богатой, перекупила у Симбирска, и поэтому архитектор Коринфский создал для Соборной площади города новый проект, опять-таки Троицкого храма. Получается, что самый старинный храм Ульяновска, строившийся в честь победы над Наполеоном, волею судеб оказался на краю губернии, но при этом остался не уничтоженным. Сейчас храм восстанавливается.

Впрочем, это лишь малая часть истории этого села.

И вновь дорога ведет нас вперед. Поворачиваем в Тияпино направо и мчимся вдоль Суры, рассматривая просторы, старицы рек, леса и поля.

Село Чумакино

54°09′49.8″N 46°19′40.1″E

Это село подарило нашей области одного из истинно верующих и несгибаемых людей – священника Святого Александра Николаевича Телемакова. Происходил он из духовного сословия, родился и вырос в благочестивой семье чиновника. В 1890 году окончил Симбирскую духовную семинарию и был определён псаломщиком к Симбирскому кафедральному собору. В 1893 году Александр стал священником, а с 1908 года начал служить с. Чумакино.

Отец Александр с женой Анной растили девятерых детей. Чтобы содержать большое семейство, священник занимался крестьянским трудом, отчего особенно понимал нужды и беды прихожан. Богатств семья не имела, но жила в достатке, и при советской власти они подверглись репрессиям. В 1925 году о. Александр был лишён избирательных прав, в 1928 году семью священника "раскулачили", лишив практически всего имущества и обрекая на голодное существование. Жертвой страшного голода 1932 года стала матушка Анна. В том же году о. Александр был арестован по сфабрикованному обвинению и осуждён к 5-летнему заключению в лагерь.

В 1934 году о. Александра досрочно освободили. Он вернулся в ставшее ему родным село, где продолжил неофициально исполнять православные обряды: крестить новорожденных детей, по-христиански погребать умерших. В начале 1936 года жители добились почти невозможного – открытия для богослужений старой Никольской церкви, но всего через год храм был закрыт опять. Однако проповедовать отец Александр не бросил и стал ходить по окрестным сёлам,  неся луч Веры. Это так раздражало власти, что 24 декабря 1937 года священника вновь арестовали и отправили в Ульяновск – и всего через четыре дня приговорили к расстрелу. Отец Александр был расстрелян 17 февраля 1938 года и погребен в общей могиле в районе моторного завода.

Теперь в селе Чумакино два храма: один  в честь Николая Чудотворца, разрушенный, старинный, где проповедовал Священномученик, а второй -  новый, в честь самого Александра Телемакова.

Священномученик иерей Александр Телемаков, пресвитер Чумакинский, причислен к лику общецерковных святых постановлением Священного Синода от 17 августа 2004 года согласно решению Освященного Юбилейного Архиерейского Собора Русской православной церкви 2000 года.

От Чумакина  дорога одна – до самого крупного села этого района Посурья – Коржевки.

Село Коржевка

54°10′54.6″N 46°22′39.9″E

Места близ Коржевки были обитаемы людьми с глубокой древности, о чем свидетельствует множество археологических находок. Но первое упоминание села относится к XVII веку. В фонде «Патриарший приказ» сообщается о строительстве в 1682 году церкви архангела Михаила в слободе Коржевка. Село находится вдоль реки Суры  и имело 3 пристани, что и определило торговое его предназначение. В тот момент именно Сура была активной транспортной артерией, а здесь было удобно организовать «торгово-сервисный центр».   Прежде всего  здесь организовали поставку кулей (это мешковина, ткущаяся из мочал и рогожи, совершенно необходимая для упаковки товара при перевозке).

Лучшими кулями считались коржевские. Отсюда  они расходились по всей губернии и за ее пределы, к сурским и волжским пристаням, для отгрузки лучших сортов муки. Так что Коржевка считалась главным рынком кулей, рогож, циновок. Здесь их изготавливали в большом количестве. Торговали здесь и рыбой, добываемой в Суре и окрестных озерах в великом множестве. Особенно ценилась стерлядь, которая по вкусу отличалась в лучшую сторону от волжской и стоила в полтора раза дороже. Кроме этого, из дубов, растущих по окрестностям, делалась надёжная судовая оснастка. Поставляла Коржевка и бурлаков (наёмный рабочий, который тянул при помощи бечевы речное судно против течения).  Причем именно здесь были образованы первые женские бурлачьи артели. В общем, Коржевка была  одним из самых  значимых торговых сел на Суре.

Интересно, что местные жители, чтоб подчеркнуть свою  состоятельность, украшали наличники, своды и ворота своих домов удивительно тонкой и красочной резьбой. Эти дома до сих пор украшают древнее село, создавая волшебный эффект прикосновения к далекому прошлому.

Что ж, едем дальше вдоль Суры. Вскоре появляется еще одно старинное село.

Село Новосурск

54°13′57.5″N 46°26′55.1″E

Ранее село называлось Кунеево. Вероятнее всего, название произошло от русского слова «Куна». Этим словом назывался дорогой мех куницы, кстати, обильно водившейся в местных лесах, Дату  основания села относят либо к концу XVI, либо к самому началу XVII века.

Уже в 1780 году здесь была  образована замшевая фабрика, «принадлежащая московскому 1-й гильдии купцу и фабриканту Ивану Пивоварову, при ней рабочих людей 130 человек. Сработанные вещи отвозят на продажу в Москву, материалы покупают в селениях губернии сей». Впрочем, главным промыслом, которым было занято почти всё местное население, была рыбалка. Основной вылавливаемой рыбой в дореволюционное время был судак. Впрочем, желаемыми рыболовными трофеями были стерлядь и белорыбица. К промысловым рыбам относились и налим, щука, сом, лещ. Весной велся активный вылов карасей, которые попадали в Суру после разлива реки и затопления множества пойменных озер.

Жители села применяли особый вид вылова рыбы из многочисленных заливных озер. Они прокапывали канаву до Суры и спускали воду, перегородив место слива сетями. Оставшуюся рыбу собирали из грязи. На следующий год озеро при разливе вновь заполнялось водой и рыбой в половодье. Рыбный промысел давал довольно большие доходы, поскольку большинство рыбы реализовывалось в Нижнем Новгороде. Со старинных времен сохранилась детская  дразнилка: «чакушки-лягушки», поскольку все кунеевцы очень хорошо плавали и всегда были на воде. В любви к рыбалке можно отметить всех местных жителей: еще в начале нашего века можно было легко встретить бабушку с удочкой на берегу Суры.

Сейчас село практически опустело. Из достопримечательностей здесь только полуразрушенный храм В честь Николая Чудотворца и избы, украшенные красивой деревянной резьбой. Однако наибольший интерес представляет пара домов, крыша которых выложена деревянными липовыми дощечками, поскольку и технология изготовления такого рода крыш утрачена.

  Сквозь село  по оставшейся с царских времен брусчатке  мы поднимаемся на горку. Чуть поворачиваем налево и добираемся до края.

Белая гора

54°14′23.1″N 46°27′04.4″E

Любая дорога подразумевает окончание. Мы совершили проезд от реки Тала и вдоль Суры на десятки километров, узнавая все новые истории нашего края. И вот это место идеально подходит для того, чтобы отдохнуть и осмыслить увиденное. Внешне Белую гору почти не видать, но стоит добраться до края, и вы ощутите весь простор и красоту суровой реки Суры. Прямо под горой быстрые воды стремительно уносятся вдаль. А какие здесь виды!!! Закат радует яркими красками уходящего солнышка, а  рассвет - нежными отсветами сквозь густой туман. Волшебно и величественно.

Дмитрий Илюшин

 
По теме
 
В Крещенский сочельник митрополит Анастасий совершил богослужение в Богоявленском храме села Арское - Симбирская Епархия 18 января, в Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), митрополит Анастасий возглавил служение вечерни с Литургией святителя Василия Великого в Богоявленском храме села Арское.
18.01.2019
В СИЗО-1 прошли традиционные Рождественские встречи - УФСИН по Ульяновской области 17 января в рамках проведения мероприятий, посвященных Рождеству Христову и Новому году, с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми, женщинами, содержащимися в учреждении,
18.01.2019
Дорогие жители Сурского района, православные христиане! От всей души поздравляю вас со светлым и радостным праздником - Крещением Господним! - Муниципальное образование Дорогие жители Сурского района, православные христиане! От всей души поздравляю вас со светлым и радостным праздником - Крещением Господним!
18.01.2019
 
Дорогие жители Сурского района, православные христиане! От всей души поздравляю вас со светлым и радостным праздником - Крещением Господним! - Муниципальное образование Дорогие жители Сурского района, православные христиане! От всей души поздравляю вас со светлым и радостным праздником - Крещением Господним!
18.01.2019
Нажмите для предварительного просмотра изображения - Администрация г. Новоульяновск К празднику Крещения Господня в г.Новоульяновске оборудуют специальное место, где жители смогут совершить обряд омовения.
18.01.2019
 
Ждут - не всех, спасают – каждого. Как ульяновские медики готовятся к Крещению - Ulpravda.Ru 80 санкционированных мест для купания будет открыто в нашем регионе в ночь с 18 на 19 января, когда православные отметят один из самых важных религиозных праздников – Крещение Господне.
18.01.2019
Экипаж одного из самолетов успел катапультироваться [обновляется] Дарья ИВАШКИНА В пятницу, 18 января, появилась информация о том, что на Дальнем Востоке столкнулись два истребителя-бомбардировщика Су-34.
18.01.2019 Комсомольская правда
80 санкционированных мест для купания будет открыто в нашем регионе в ночь с 18 на 19 января, когда православные отметят один из самых важных религиозных праздников – Крещение Господне.
18.01.2019 Ulpravda.Ru
Рассказываем о шансах на победу российского певца Елена БОДУЭН Сегодня, наконец, стало известно, что один из главных претендентов от России на "Евровидение-2019" - 35-летний Сергей Лазарев.
17.01.2019 Комсомольская правда
С Днём Рождения, родной регион! - ХК Волга 19 января 2019 года исполняется 76 лет со дня образования Ульяновской области в её нынешнем виде              Ульяновская область в её современных границах была образована Указом Президиума Верховног
19.01.2019 ХК Волга
Делегацию региона возглавил Губернатор Сергей Морозов. 17 января на дискуссионной площадке «Национальный проект «Образование»:
18.01.2019 Правительство Ульяновской области
В День Симбирского края в детских поликлиниках Ульяновска пройдёт комплекс профилактических мероприятий - Минздрав Ульяновской области С 17 по 21 января в подразделениях детской городской клинической больницы Ульяновска проходят конкурсы детских рисунков на тему «Мой родной край».
18.01.2019 Минздрав Ульяновской области
По итогам 2018 года сотрудники региональной службы изоляции и защиты от перенапряжений (РС ИЗП) и служб изоляции производственных отделений филиала ПАО «МРСК Волги» (входит в группу «Россети)   – «Ульяновские распределит
18.01.2019 Центр корпоративных коммуникаций