Оксана Романова: «Наша «Чайка» - это авторский взгляд на пьесу Чехова»

Оксана Романова: «Наша «Чайка» - это авторский взгляд на пьесу Чехова»
Фото: ulpravda.ru

На сцене Ульяновского драматического театра им. И.А. Гончарова 6 октября покажут чеховскую «Чайку» в постановке Искандера Сакаева. Её уже увидели зрители других городов России.

Труппа театра на днях вернулась с гастролей - с межрегионального фестиваля «Волга театральная», который в третий раз проходил в Самаре. За неделю в рамках фестиваля было показано 14 спектаклей из 11 городов-участников: Самары, Казани, Уфы, Перми, Ижевска, Ульяновска, Оренбурга, Набережных Челнов, Тольятти, Сызрани и Новокуйбышевска. Ульяновский драмтеатр на суд зрителей и жюри во главе с Натальей Старосельской - театральным критиком, кандидатом филологических наук, представил «Чайку».

После возвращения с фестиваля Оксана Романова – ведущая актриса нашего театра, рассказала порталу ulpravda.ru, как встречали «Чайку» на самарской сцене, и свои впечатления о спектакле.

- Зал принял нас очень тепло, звучали поздравления, слова благодарности от коллег, журналистов, простых зрителей. Сразу после спектакля состоялось обсуждение спектакля с театральным критиком и давним другом нашего театра Натальей Старосельской, а также заслуженным деятелем искусств России Сергеем Коробковым и кандидатом искусствоведения Любовью Лебединой. Они уже знакомы с творчеством Искандера Сакаева, его постановки принимали участие во первых двух фестивалях в Самаре, но эксперты были удивлены такой необычной режиссёрской подачей «Чайки». Члены жюри отметили высокий уровень исполнения мастеров сцены: артисты «копыловской закваски» – заслуженные артисты России Михаил Петров и Виктор Чукин – держали высоту и напряжение, как бы цементировали нас, направляли, молодёжь тянулась за ними.

- А что жюри сказало про молодёжь?

- Юлия Ильина в четвёртом акте играет роль Чайки, то есть Нины Заречной, которая направляется в Елец. Она – уже состоявшаяся, блистательная, взрослая актриса, настоящий мастер, произвела огромное впечатление на всех. Её сравнивали с самыми лучшими звёздами театра и кино, называли молодой Анастасией Вертинской. Это и невозможно иначе. Конечно, Юля необыкновенно хороша, и, как коллега, могу сказать, что драматические куски она исполняет всегда очень мощно, всё пропускает через себя. И в «Чайке» невозможно не восхититься героиней, которую играет Юля.

- Расскажите о своей героине в спектакле. Как вы вживались в эту роль, что переживали?

- Ну что такое Аркадина!? Это одна из крупнейших ролей в драматургии, жемчужина в мировом репертуаре! Вокруг нее вращается мир усадьбы Сориных. Про неё говорят: «Слишком женщина и чересчур актриса». И здесь, конечно, не обошлось без внутреннего актёрского конфликта: что такое актриса и что такое женщина в семье, с взрослым сыном, и которая хочет любить. Безусловно, Аркадина – мощный персонаж, она проигрывает как женщина, она теряет свою любовь, но выигрывает как актриса.

- Для вас было сложно играть взрослую женщину?

- Это аванс и подарок для меня от Искандера Сакаева. Мне чуть за 30 лет, а Аркадиной гораздо больше. Её, как правило, играют маститые артистки, имеющие звания, например, в Театре наций – Ирина Мирошниченко. Было немножко страшно приступать к работе, то и дело в голове возникал вопрос: "Смогу ли я?". Но я понимала, что истерическая потребность в любви, внимании, понимании, желание иметь рядом с собой любящего мужчину есть в каждой женщине, независимо от возраста. Собственно, и тема боли и страсти применима к любой роли. Но я совершенно не ожидала, что Искандер меня поведёт совершенно другой, удивительно интересной дорогой. Он настолько необычный, азартный и при этом комплиментарный режиссёр, что нам работалось очень легко и радостно. Он позволял буквально всё на сцене: мы дурачились, шалили, придумывали какие-то невероятнейшие мизансцены! Это актерское хулиганство ярко проявилось в спектакле, к примеру, в той же сцене с ловлей рыбы. Но при этом подобные сцены хорошо выражают внутреннее состояние всей усадьбы. Там же все просто сумасшедшие от любви, от желания жить, творить! У нас даже повар Яков и горничная постоянно репетируют что-то из Гамлета. И все хотят быть артистами. За всей этой кутерьмой Аркадина просмотрела и не предотвратила трагический финал, когда застрелился её сын. Костя – бедный никем непонятый человек, и мамой в том числе, не принятый ни в творчестве, ни как мужчина. Во всей этой истории в некотором роде выигрывает только один человек – это сама Нина Заречная, которая смогла вырваться из этой системы. В этом, в общем-то, и был замысел Искандера Сакаева.

Спектакль не совсем соответствует общепринятым представлениям о Чехове, которого все когда-то читали и помнят о «Чайке» как о странной меланхоличной пьесе, где дамы ходят в больших шляпах с перьями, пьют чай и долго-долго говорят, где вроде бы ничего не происходит, а потом – бабах! – и выстрел. В замысле Искандера этот выстрел очень обоснован. Как тут не застрелиться? Абсолютно непонятый, выброшенный из жизни, бедный мальчишка пытается найти свое место в жизни, творчестве, в сердце любимой женщины и в сердце матери, конечно, а все вокруг заняты только собой. Это спектакль для зрителя, который ещё для себя не решил, кто такой Чехов. И мне бы очень хотелось, чтобы его смотрели без предвзятости, без точного понимания со словами: «Я точно знаю, каким он должен быть, меня в школе научили». Наша «Чайка» - это авторский взгляд на пьесу Чехова. Мне кажется, всегда интересней индивидуальная точка зрения, живой диалог со зрителями.

- Накануне гастролей вы были задействованы в лаборатории театрального эксперта Олега Лоевского, который на неделю приезжал в Ульяновск. Ваши впечатления?

- Это был совершенно сумасшедший, интереснейший опыт. Я была поражена количеству находок, сражена всем тем, что вытворяли наши артисты и режиссёры: мы играли во внутреннем дворике театра под открытым небом, под лестницей в фойе театра, на малой сцене, в декорационном зале. На главной сцене спектакль «Бесприданница» шёл задом наперёд, то есть зрители сидели на подмостках, смотрели в зрительный зал, а сцена, например, Сергея Паратова и Ларисы Огудаловой происходила в царской ложе, к которой была приставлена лестница. Что-то замечательное и невероятное! Для артистов лаборатория стал мощным тренингом. Я играла главную роль Маддалены в спектакле по пьесе Дона Нигро в постановке замечательного режиссёра Евгения Ланцова. Для меня это тоже был исключительный опыт, за пять дней нужно было сделать полностью весь спектакль, а у меня – главная роль, я со сцены не уходила все два часа, пока шёл эскиз. Непросто, но нужно и, как оказалось, возможно в короткие сроки понять, принять и пройти этот путь.

- Вы бы хотели, чтобы что-то из показанного во время лаборатории привилось в нашем театре?

- Я так понимаю, что все четыре лабораторных спектакля могут войти в репертуар театра в 2018 году. Сейчас ведутся переговоры. Но если всё состоится, я думаю, будет очень интересно.

Ирина Антонова

Фото: из архива Ульяновского драматического театра им. И.А. Гончарова

 
По теме
Сотрудники МЧС России проводят рейды по пожарной безопасности в частном секторе - ГУ МЧС Ульяновской области Профилактика пожаров в повседневной жизни представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности населения, окружающей среды и имущества.
ГУ МЧС Ульяновской области
В 2024 году в Ульяновской области продолжится модернизация онкологической службы - Правительство Ульяновской области 27 марта Губернатор Алексей Русских посетил областной онкодиспансер, ознакомился с работой нового оборудования, закупленного по нацпроекту «Здравоохранение», а также обсудил перспективы развития учреждения.
Правительство Ульяновской области
Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного принимает участие в конкурсе на соискание III Всероссийской премии «Оргздрав: лидеры отрасли». - Минздрав Ульяновской области С 25 марта по 10 апреля продлится онлайн-голосование. Больница представила проект «Организация отделения неотложной медицинской помощи детям»,
Минздрав Ульяновской области
IMG_0046.jpg - Ульяновский театр драмы 27 марта губернатор Ульяновской области Алексей Русских поздравил с Международным днем театра коллектив старейшего театра Поволжья – Ульяновского драматического театра имени И.А.Гончарова.
Ульяновский театр драмы
Рио-де-Жанейро: тоже является частью Вселенной - UlKul.Ru Выставка «Вселенная BRICS» открылась в Бразилии. С гимна Бразилии и гимна Российской Федерации началась церемония открытия выставки проекта «Вселенная BRICS» в Планетарии Рио-де-Жанейро.
UlKul.Ru