Художник Дмитрий Архангельский об ученике Аркадии Пластове: «Наши судьбы были рядом…»

Фото: ulpravda.ru

Шестьдесят три года дружбы связывали Аркадия Пластова с его первым учителем и товарищем Дмитрием Ивановичем Архангельским, который рассмотрел в мальчике из Прислонихи незаурядный талант. «Мономах» представляет интервью с Д.И. Архангельским (опубликовано в журнале «Художник» № 11 за 1972 год), в котором художник делится воспоминаниями о своем ученике Аркадии Платове.

Познакомились мы так. Осенью 1908 года в Симбирске была организована губернская сельскохозяйственная выставка с художественным отделом. Я участвовал в ней с рядом пейзажей и портретом. На эту выставку пришел с отцом пятнадцатилетний Пластов. Отцу понравились мои работы, разглядывая волжские пейзажи, он сказал сыну: «Вот бы тебе у него поучиться!». На другой день Аркадий пришел ко мне домой. «Хочу у вас учиться!». Приняли мы его радушно. Он быстро подружился с другими моими учениками. Хорошо помню, как однажды, когда пришли сестры Акчурины, он стал им показывать, как надо писать акварелью. Тут же на столе – мы пили чай – он положил рядом с чашкой грушу, виноград, сбегал в садик за листиком и, наметив карандашом композицию, стал писать акварелью, быстро и точно кладя легкие мазки. […]

А.А. Пластов. Молодые сосны. 1938-1939. УОХМ

Я учился у известного симбирского художника Пузыревского, который обычно писал вместе со своими учениками, а потом разбирал исполненные работы. Этого же метода придерживался и я. Аркадий приходил к нам по вечерам, он учился тогда во втором классе Симбирской духовной семинарии. Мы вместе работали, я не на словах, а на бумаге, с кистью или карандашом в руках показывал, что и как делаю. Никогда не подчеркивал, что я учитель, а он ученик, просто я старший товарищ. И это товарищество мы пронесли через всю нашу жизнь.

На лето Аркадий уезжал домой, в Прислониху, и много рисовал домашних животных, цветы, сценки деревенской жизни. Осенью, когда он возвращался в Симбирск, мы разбирали его этюды и рисунки, и он всегда очень внимательно прислушивался к замечаниям.

Аркадий много и жадно читал, брал у меня книги по искусству, пользовался семинарской библиотекой и книгами преподавателя семинарии Вишнякова, передового, широко образованного человека.

А.А. Пластов. Портрет Д.И. Архангельского. Конец 1930-х   начало 1940-х. УОХМ

Помню, как впервые приехал в 1910 году в Прислониху познакомиться с матерью Пластова, поглядеть прислонихинские пейзажи, о которых он с любовью рассказывал. Мы много ходили по окрестным лесам. Ночью он разбудил меня. Что случилось? «Гроза. Вставайте, смотреть пойдем». Вышли на крыльцо, а на дворе черным-черно. Вдруг огненная стрела засияла, потом – бух! Раскаты. Феерическое зрелище! В другой раз я с дочерями приехал. Вечером Аркадий говорит: «Пошли в лес!». Пошли. Интересно, что он там показать хочет. А кругом тьма-тьмущая. Пришли на полянку. Он говорит: «Стойте здесь!». А сам в сторону отошел. Пошуршал чем-то. Потом спичку зажег, и вдруг по березке золотые змейки побежали – это он алюминиевую бумагу поджег. Красиво! Девочки в восторге, он тоже. Любил он такие эффекты. Весной 1911 года, уйдя из 4-го класса семинарии, Пластов поехал в Москву, в известную тогда студию Машкова, чтобы подготовиться к поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. […] Однако Аркадия не приняли. Не понравились рисунки, что ли. Сам он не заговаривал на эту тему, а я не расспрашивал. И поступил он тогда в Строгановское училище, где учился с 1911 по 1913 годы.

Помню его первую композицию в Строгановском – фарфоровые часы для камина. Он их красные сделал. Интересно. Но споры вокруг них в училище были большие: одним очень нравились, а другие ругали, дескать, где логика: часы – красные! В 1913 году Пластов все-таки поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, где стал учиться у Волнухина. Скульптурой он занялся скорее всего из-за бедности. На холсты и краски при его жадности к работе немало денег надо было. Глина же в училище была бесплатная. Был он в училище первым рисовальщиком и неизменно получал первые номера.

Летом, приезжая на каникулы, всегда приходил к нам, и мы рисовали или писали. Давал ему задания: нарисовать типы деревенские, сценки деревенского быта. С 1913 по 1916 годы я устраивал в Симбирске общедоступные выставки в Первом высшем начальном училище, где, как правило, половина выставки отводилась для работ Аркадия Пластова. И всякий раз его композиции получали в симбирских газетах высокую оценку за свою жизненную правду и живописную выразительность. У Пластова уже тогда были свои ценители и поклонники, которые подолгу простаивали перед его работами.

После Октябрьских событий 1917 года он вернулся в Прислониху. Не прерывалась и наша дружба. В редкие поездки в Ульяновск он по-прежнему приходил к нам в дом на Шатальной улице, и мы беседовали, рисовали, разбирали мои коллекции. По моей просьбе Аркадий делал эскизы обложек к каталогам и альбомам, которые я составлял, экслибрисы для моей библиотеки.

В 1926 году уехал он в Москву, но долго жить вдали от своей Прислонихи не мог. Корнями был Пластов всю жизнь связан с родным краем и только дома чувствовал себя легко и привольно. И, уезжая из Прислонихи, постоянно стремился туда обратно. […]

Эту любовь к родному краю он пронес через всю свою большую и далеко нелегкую жизнь. Она питала живыми соками его творчество, без нее он не смог бы стать тем Пластовым, которым стал. Я счастлив, что его и моя судьбы были рядом.

Д.И. Архангельский. Лесная поляна. 1957. УОХМ

Письма:

«Москва, 16 марта 1927 г. [...] К Москве уже привык и, пожалуй, соскучился по родным местам. С великим наслаждением побывал бы в поле, посидел бы у Вас, побыл бы у своих...».

«Москва, 22 мая 1927 г. [...] Как ни интересна Москва, как ни богата, все же сейчас меня неудержимо, неизъяснимо, властно потянуло после Вашего письма к себе, под небеса родины, к немудрым пейзажам, к вольному ветру полей, в грязь и убожество деревень, к плетням, полыни, межам в бесконечных полях, к свисту иволги, к скрипу дергача в молодых овсах, к полночной июльской прозрачной теплой мгле. Недавно на окраине услыхал петушиный крик, и готов был разрыдаться, как девчонка. Вижу, как все шире и шире раскрываются почки и деревья стоят, как невесты непорочные, целеустремленные, невещественные, и томление мое достигает апогея. Да, тяжело сейчас здесь для нашего брата – дикой птицы...

Полна башка мечтами о лете; удивительное дело, вот уже 35 весну переживаю, а все же волнения и тоска в груди, как в далекой юности, о свежести, чистоте и ароматах земли, лесов и небес, покинутых где-то там, за мглистой дымкой и чудной чертой городского горизонта. Совершенно не способен летом жить в городе, скованный чужой волей, запряженный в ярмо строго размеренной суеты...».

«Москва, 17 ноября 1927 г. [...] Здесь слякоть невообразимая. Вчера с Налей (Наталья Алексеевна, жена А.А. Пластова. – Прим. ред.) мы мечтали побывать у Вас, покидать снежку с тропочки. А я добавил: вот выйдешь во двор, под навесом темно, овчишки похрустывают сенцо. А от него веет ароматом сказки – сенокоса. Корова дышит на руки, сумерки, падает мелкий снежок, тихо-тихо, оранжевое окно зовет в комнату. Выйдешь за калитку, трех-трех – бесшумно протрусит лошаденка, кой-где блеснет огонек, и тихо так, точно тишина небес посетила землю. Прощайте, пишите. Всем привет от души. А. Пластов».

«Москва, 29 марта 1928 г. [...] Кругом, всюду, в небесах всего более – весна, весна. Дума бьется, как птица, зажатая в кулак. Как-то вдруг чую – пахнет землей. Потянуло всего, не могу ни о чем больше думать. Скорее вон –   одна мысль. Не могу представить себе, как люди работают в канцеляриях, в этих позорищах человечества.

Здесь почти можно без галош, местами даже пыль есть. Это ли не ужас? Дворники с непонятным ожесточением долбят грязные блины льда. Отупляюще грохочут колеса, даже каплет с крыш и т.п. Но все это производит отвратительное подобие весны, такое же, как куклы в окнах парикмахерских о живых красавицах. И вот сухо, нет саней, можно без перчаток, а где весна?

Как только представлю наши поля, поляны, овражки, где булькают ручьи, посвист птиц, да разве перечтешь – так даже напугаешься, не с ума ли схожу, когда такие видения посещают наяву. Ну всего. Скоро увидимся. Всем привет. А. Пластов».

Дмитрий Архангельский (1885-1980),

живописец, график

Нинель Ургалкина (1928-1992),

журналист, искусствовед,

Ульяновск

16.08.2018 в 09:06 Мономах 22 просмотра Мономах
 
По теме
 
Бах на новый лад. Самарские музыканты-виртуозы выступили в Ульяновске - Ulpravda.Ru В Малом зале Ленинского мемориала самарский ансамбль народных инструментов ВолгаFolk Band представил ульяновцам новую программу «От Россини до России», подготовленную специально к своему пятому юбилею.
14.11.2018
 
Чувашский писатель, публицист, переводчик, заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза журналистов СССР, Союза писателей СССР, Почётный гражданин Цильнинского района, лауреат премии им.
14.11.2018
УКРАИНСКАЯ АВТОНОМИЯ ДИМИТРОВГРАДА ПРИГЛАШАЕТ НА ВЕЧЕР ПАМЯТИ ПОЭТА И КОМПОЗИТОРА ВЛАДИМИРА ИВАСЮКА, АВТОРА ПОПУЛЯРНЫХ ПЕСЕН "ЧЕРВОНА РУТА" и "ВОДОГРАЙ" - администрация г. Димитровград Вечер памяти Владимира Ивасюка состоится 14 ноября в 17.30 в Центральной городской библиотеке (ул.Западная,7).
14.11.2018
Игорь Тальков был убит 27 лет назад - Комсомольская правда Вдова рок-звезды потребовала привлечь к ответственности виновного в гибели ее мужа Роман ЛЯЛИН Со дня смерти Игоря Талькова прошло уже 27 лет, но убийца рокера до сих пор не наказан.
15.11.2018 Комсомольская правда
Изолирована от общества в колонии жительница областного центра, изобличенная Прокуратурой Засвияжского района г.Ульяновска в причинении тяжкого вреда здоровью человека.
15.11.2018 Прокуратура Ульяновской области
С 14 по 16 ноября централизованная библиотечная система при поддержке управления культуры и организации досуга населения администрации Ульяновска организует мероприятия ежегодного марафона «Национальная палитра».
14.11.2018 Ulpravda.Ru
В Малом зале Ленинского мемориала самарский ансамбль народных инструментов ВолгаFolk Band представил ульяновцам новую программу «От Россини до России», подготовленную специально к своему пятому юбилею.
14.11.2018 Ulpravda.Ru
Изолирована от общества в колонии жительница областного центра, изобличенная Прокуратурой Засвияжского района г.Ульяновска в причинении тяжкого вреда здоровью человека.
15.11.2018 Прокуратура Ульяновской области
В рамках инвестиционной программы филиала ПАО «МРСК Волги» (входит в группу «Россети») — «Ульяновские распределительные сети» завершена реконструкция воздушной линии (ВЛ) 0,4 кВ в селе Вешкайма Ульяновской области,
15.11.2018 Министерство строительства
Оштрафован директор муниципального предприятия, изобличенный Прокуратурой Кузоватовского района Ульяновской области в нарушении требований законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан.
15.11.2018 Прокуратура Ульяновской области