Антон Шабалкин: «Архив – это биография»

Фото: pp.userapi.com

Ходячая энциклопедия Ульяновска – так, пожалуй, можно назвать постоянного автора и сегодняшнего собеседника «Мономаха» – Антона Шабалкина. Сегодня архивисту исполнилось 50 лет, из которых 32 он посвятил работе в архиве, куда пришел в октябре 1985 года. С тех пор он изучает историю Симбирского-Ульяновского края и рассказывает о ней в статьях, лекция, радиопередачах и на экскурсиях жителям и гостям Ульяновска. Мы встретились с Антоном Юрьевичем и поговорили о его жизни и профессии.

– Антон Юрьевич, почему вы пошли работать в архив?

– Я всегда говорю, что в архив люди, как правило, попадают случайно. Ни одного ребенка нет, который бы в детстве мечтал стать архивистом. Мечтают быть летчиками, космонавтами, моряками. Я о существовании в нашем городе Государственного архива впервые узнал тогда, когда переступил его порог.

После окончания школы я не очень хорошо представлял, чем займусь, но интересовался художественным творчеством, причем великим художником себя никогда не мнил, а вот заниматься искусствоведением было интересно. Я учился в детской художественной школе, которую основал Юрий Васильевич Павлов. Кстати, одним из педагогов во втором классе у нас был Владимир Константинович Дмитриев, нынешний отец Владимир из села Прислониха. Люди достаточно интересные. И я подумывал поступить на искусствоведа, но проморгал экзамены на заочное отделение самого знаменитого института в здании Академии художеств на Набережной Невы. Поэтому год мне нужно было проработать в музее.

Антон Шабалкин в читальном зале ГАУО. Март 2004. Фото В.А. Никитина

Сперва я пришел в Художественный музей. Мне дали подготовить лекцию по искусству XVIII века. Я что-то там пробекал-промекал, ибо язык у меня тогда был еще очень плохо подвешен. Они вздохнули и предложили попробовать силы еще в галерее «В.И. Ленин в изобразительном искусстве». Я пошел на ул. Л. Толстого, там сказали подготовить текст по залу, посвященному Гражданской войне. Но, видимо, это тоже не производило особого впечатления и дальше произошло следующее. В кабинете, возглавлявшего на тот момент галерею Марка Харитоновича Валкина, – нашего легендарного музейщика, много лет возглавлявшего Краеведческий музей, будучи на пенсии, он работал в Ленинской галерее, – он меня спрашивает: «Может в архив тебе?». Поскольку пора было уже определяться: летом окончил школу, а уже октябрь на дворе, я согласился. Он при мне звонит начальнику архивного отдела облисполкома Сергею Кузьмичу Гребневу и просто дословно: «Да нет, не родственник, просто хочу помочь парню». Положил трубку и говорит: «Иди, спросишь Гребнева. Знаешь где архив?». Я кивнул, хотя плохо представлял, где это. Нашел архив только со второй попытки. Это было начало октября месяца. В архиве как раз была потребность в операторе микрофотосъемки, то есть микрофильмирования документов. Мне сказали: «Сейчас тут 7 октября, День конституции, праздничные дни. Ты подумай, надумаешь, после праздников приходи». 9 октября 1985 года я пришел и с тех пор так и работаю в архиве, хотя сам архив за это время сменил несколько адресов.

Антон Шабалкин у портрета гр. В.В. Орлова-Давыдова в Сызранском   краеведческом музее. 6 августа 2016. Фото Е.И. Трошиной

– О переездах, сколько их было у архива?

– Сказать, сколько было переездов, затрудняюсь. Много. Одно время переезжали в Дом правительства, потом перевозили и малые группы документов: что-то в здание архива новейшей истории, что-то потом приходилось перевозить обратно. Но каждый переезд не несет ничего хорошего документам, которым требуются определённый температурно-влажностный режим и минимум физического воздействия. Из-за переездов прерывается и научная работа, и выдача справок населению. Не зря говорят, каждый переезд хуже наводнения и пожара.

– В сентябре 2017 года госархив переехал на ул. 12 Сентября. Как вам новое здание?

– До центральных архивов, – Московских, Питерских, – нам, конечно, далеко, но оборудование у нас хорошее: по сканированию документов, обеспыливанию. У нового здания много плюсов, но я видимо достиг того возраста, когда кажется, что раньше и вода была мокрее, и трава – зеленее, поэтому, для меня родным остается то церковное здание в переулке Гоголя, где я начинал работать.

– Начинали вы оператором микрофотосъемки в лаборатории реставрации и микрофильмирования. Расскажите, в чем заключалась ваша работа?

– По тем временам была шикарная машина – съемочный аппарат немецкой фирмы «Carl Zeiss Jena», система докуматор. Я клал документ, вручную нажимал кнопку или ножную педаль и производилась съемка. Кстати, докуматор высоко ценился, подарок нашему городу в двух экземплярах: один на автозавод, другой – архиву. В других регионах нам завидовали. Так вот, помимо того, что микрофильмировались документы фондов, которые потом на пленках выдавались исследователям в читальный зал, еще была подготовка фотодокументальных выставок. Одно время, в 80-е годы, к круглым датам устраивались выставки в витрине типографии «Ульяновская правда», – то что сегодня мы знаем как Дом печати на улице Гончарова, – там вывешивались большие фотографии 30х40 по разным темам, к примеру, гражданской войне, революции.

Князь Л.В. Яшвиль. Фото ГАНИ

– В лаборатории вы работали один?

– Работали в паре: я – оператор и Александр Владимирович Пономарев – фотограф, который, когда я устроился, должен был обучить меня работе оператора. Пономарев – талантливый фотограф, энергичный мужчина, но человек, у которого с дисциплиной, также как и у меня, было сложно. Иногда он на неделю или полторы исчезал. В архиве никто не знал, где он есть. Начальник лаборатории Валентина Петровна Павлова говорила: «Ох, приедет, я этому Пономареву голову оторву». И вот появлялся Пономарев, я ему говорил: «Валентина Петровна грозилась вас убить». Он поднимался наверх, а кабинет начальства располагался прямо над моим, и слышу хохот Павловой. Он был ужасно обаятельный человек, начинал рассказывать какие-то байки. Потом он уходил в проявочную комнату – иногда на целые выходные, иногда оставался в ночь, и за несколько дней наверстывал объём работ за пропущенную неделю. В первый мой рабочий день его тоже не было, но его в колхоз вроде направляли. Поэтому у меня была очень примитивная работа. Мне, то ли после реставрации давали укладывать листы дела, чтобы его потом на станке подшивать, то ли нумеровать листы. То есть что-то скучное и банальное, что я приуныл и ждал, когда же этот легендарный Пономарев появится. Кстати, был такой архивный фразеологизм: красив, как Сашка Пономарев.

– Вам приходилось просматривать огромное количество документов. Какой из них произвел на вас впечатление?

– Если брать начало работы, напомню, что в архив я пришел в годы перестройки, когда поднялась волна разоблачения «ужасов прошлого», и вдруг, мне попадается документ, что здесь в 1912-1913 годах отбывал ссылку Генрих Ягода, будущий глава НКВД. Это было интересно. Мы еще обсуждали: «Да, это тот самый Ягода, про которого была статья в «Огоньке», он у нас был молодым в ссылке». С тех пор уже столько всего увидено, услышано, просмотрено, опубликовано, что выделить один документ невозможно. Может еще я не такой эмоциональный человек.

Музейный патриарх М.Х. Валкин. 18 июня 2012

– Какая историческая тема вам близка?

– Лет 10-15 назад вместе с Иваном Эдуардовичем Сивоплясом, – который хотя и моложе меня на 4 года, многое мне дал, я учился у него как работать с документами, как документ пропустить через себя и потом написать статью, – мы «болели» историей симбирских губернаторов. Причем, столкнулись с тем, что до революции эту тему особо не поднимали. Это как всегда – один начальник приходит на смену другому, он часто старается забыть все, что было при предшественнике и начинает с чистого листа. Губернская архивная комиссия пыталась собирать материалы, многое было сделано тем же Павлом Любимовичем Мартыновым. Но когда мы стали заниматься, нашли массу ошибок. В советское время, естественно, губернаторами никто не занимался. Даже в книгах, посвященных семье Ульяновых, губернаторы упоминались, но часто даже не писались их фамилии. Мы с Сивоплясом погрузились в тему и лишний раз убедились в том, что история постоянно повторяется: какие-то сюжеты находили отклики, то есть мы могли сравнивать губернатора с тем или иным начальником. Даже в статьях мы писали – у него была такая должность, будто он Чубайс и такой-то в одном флаконе. И неоднократно вспоминали русскую литературу, – и Гоголя, и Салтыкова-Щедрина, – сюжеты из их бессмертных произведений, пусть и с гиперболами, но то, что творилось в действительности недалеко от этих гипербол уходило.

Презентация сборника «Родина Гончарова». 15 августа 2012

– Антон Юрьевич, вы пишете книги на основе архивных документов. Легко ли вам это дается, и где черпаете вдохновение для их создания?

– Все что касается с издательской деятельностью архива, начиная с 2004 года, неразрывно связано с именем Людмилы Александровны Сомовой, человека, который больше 40 лет работает в архиве. Она как раз стала той искрой, от которой возгорится пламя. Именно ей принадлежат идеи многих сборников и не только. Когда приближалось 200-летие со дня рождения Ивана Александровича Гончарова в 2012 году, Людмила Александровна сказала: «Близится юбилей Гончарова, давайте издадим гончаровский календарь». Я скривился: «Чего это мы будем издавать, у нас вон музей Гончарова есть, пусть у них голова болит». Но она нас как-то заразила этой темой и мы засели. Причем самое трудное в работе – это начать и остановиться, то есть сначала заставить себя полюбить это дело, а потом от него оторваться. Этот календарь стал событием. Потом уже стали издавать карамзинский календарь и другие. Но мы, можно сказать, стали пионерами в издании такого календаря, который был не просто с картинками, он был информационным. Некоторые школы до сих пор используют его как наглядное пособие.

Фото с выставки «Я так вижу». И.А. Антонова. 27 сентября 2012

Потом Людмила Александровна сказала: «Гончаровым занимаются многие, но у нас есть улица Гончарова, которая тоже отмечает юбилей: Гончарову 200 лет, улице – 100, как она носит его имя. А давайте мы сделаем виртуальную экскурсию». Параллельно мы еще работали над сборниками «Родина Гончарова» и «Симбирские люди в Отечественной войне 1812 года». Поначалу подготовкой виртуальной экскурсии занимался другой отдел, потом мне Людмила Александровна говорит: «Слушай, подключайся. Нужно делать презентацию. Ты в «Photoshop» уже поднаторел». Ну я и подключился. Получилось 60 с чем-то слайдов. Материал опять-таки интереснейший. И я понял, что хотя почти год изучал документы по улице, еще многого не знаю. Выросло это в книгу «Улица Гончарова», которая стала бестселлером. Я автор-составитель, но человек, без которого этой книги не было бы – это Людмила Александровна Сомова. Она умеет заставить работать, причем не в приказном прядке, а через «давай попробуем». Начинается мозговой пинг-понг, я бы сказал, когда идеями уже обмениваешься налету. Почти как в «Бриллиантовой руке»: «А что если…». «Не стоит». «Тогда может быть нужно…». «Не нужно». «Разрешите хотя бы…». «А вот это попробуйте». Когда уже на полуслове понимаешь друг друга. Например, такой диалог: «Чем сейчас занимаемся?». –«Да вот, письма Шурки». Это значит – готовим к публикации письма из окопов Первой мировой войны Александра Владимировича Поливанова.

– В архиве хранится более миллиона документов. Для обывателей поиск в архиве – это все равно, что поиск иголки в стоге сена. Скажите, трудно ли найти то, что нужно вам?

– По-разному бывает. Иногда само плывет в руки, что нужно. Видимо когда занимаешься какой-то темой, просто где-то похожее слышишь, видишь, и срабатывает контакт, а иногда бывает, что уже вроде бы все нашел, а потом совершенно случайно, там, где и не предполагал на что-то натыкаешься. Здесь непредсказуемо.

Экскурсия по Воскресенскому некрополю. Август 2015

– Антон Юрьевич, можно сказать, что вы лично, хоть и заочно, знакомы со многими симбирянами прошлого. Кто для вас более симпатичен?

– Естественно свои любимцы есть. Из губернаторов, например, князь Лев Владимирович Яшвиль, человек, который понимал порочность тогдашней системы, который откровенно писал в Санкт-Петербург в министерство внутренних дел: «Кроме очень немногих, в России нет довольных, вероятной причиной этому всеобщая бедность и необеспеченность». Писал он о проблемах, вызванных русско-японской войной, неудачных министрах. Ему пришлось править как раз в начале Первой русской революции: в 1904 году он был назначен, в 1906-м его Столыпин сместил. При этой всей кипевшей тогда жутко варившейся каше политических страстей, он старался выпускать пар, чтобы не было социального взрыва. При нем кровопролитий не было таких, как в соседних Поволжских губерниях. Он писал: «…В беседах с крестьянами, которые я веду теперь каждый день, …жажда земли так велика, что они ни о чём другом не думают». Когда начинались забастовки, приглашал фабрикантов и предлагал им пойти на уступки: повышение зарплаты, сокращение рабочего дня и т.д. Лучше пожертвовать малым, чем лишиться всего. Так вот, на него реакционерами была составлена жалоба-петиция. В январе 1906 года местные дворяне во главе с предводителем дворянства Поливановым добиваются аудиенции у Николая II. Потом уже нужен был только повод, чтобы сместить этого губернатора. Причем он не отказывается от своих взглядов, и в том же 1906 году в Киеве издает книгу «Воспоминания о Симбирске 1905-1906 годов», где достаточно откровенно описывает ситуацию в городе. Он не был ни в коем случае революционером. В книге он и о революционерах критически отзывался, и в то же время критически о консерваторах-реакционерах, которые ничего не хотели менять. То есть такой человек – белая ворона среди чиновников. У нас же, как правило, что-то спускают сверху, сразу берут под козырек, а он даже в своих мемуарах писал: «Для того, чтобы оставаться честным человеком, надо не всё исполнять». То есть фактически саботировал некоторые указания центра, ради блага региона.

Ещё мне очень интересны врачи, биографиями которыми я занимаюсь. Не просто высочайшие профессионалы, но и яркие неординарные личности: окулист Григорий Васильевич Суров и психиатр Василий Александрович Копосов. Этот ряд, конечно, можно продолжать. То есть, всегда интересны это люди из ряда вон выходящие.

Просматривая документы, замечаю, что хотя официальный документ – это всегда какой-то определенный стандарт, что и должно быть, – но самое интересное, это когда от норматива отступают, тогда прорывается живое чувство.

У статуи казашки. Экскурсия по праку «Дружбы народов» 19 сентября 2015

– Знания некоторых кандидатов и докторов исторических наук на фоне ваших просто блекнут. Почему вы не пошли в науку?

– Наверное потому, что стараюсь быть на грани научно-популярного. Мне интересно рассказывать людям, которые не являются специалистами, живым языком об истории, чтобы можно было и как-то пошутить, и что-то ввернуть, иногда сделать отсылку к современности. Научные статьи тоже публикую время от времени в сборниках, но не любитель этого. Не хочется высушивать факты. Потому что в научной статье от комментария лучше воздержаться. А иногда такие бывают нюансы, что подобно Пушкину хочется сказать: «Ай да сукин сын!»

– Считаете ли вы себя краеведом?

– Если честно, то на эту тему с журналистами всегда ругаюсь, я не краевед, я архивист. Краеведы – это очень широкое понятие. Какого-то четкого определения дать нельзя. Когда меня попросили в прошлом году для газеты Централизованной библиотечной системы определить термин краеведение, я им коротко написал – осмысленная любовь к месту, где живешь. Потому что краеведение может быть самое разное: кто-то глобально смотрит по личностям, которые здесь родились и прослеживает их путь до столиц, до заграниц (если это эмигранты), кто-то берет конкретный населенный пункт. Но, как я уже сказал, важна именно осмысленная любовь. Бывает, что человек мнит себя краеведом, но начинает такое нести, что не знаешь что делать: затыкать уши себе или ему рот. Все, кто так или иначе занимается историей края, в различной степени краеведы. Но я в первую очередь – архивист, стараюсь «идти от документа».

– Никогда не задумывались сменить работу?

– Бывали разные ситуации. Мне говорили о вакансиях и в Заповеднике, и в Краеведческом музее, но я отказывался и говорил, что даже, если что-то в архиве сейчас не так, мне тем более его неудобно предавать, бросать. В данном случае нужно оставаться верным тому делу, которому служишь, и когда это дело процветает, и когда переживает не лучшее время. Поэтому никогда не подумывал о другом месте работы.

– Что для вас архив?

– Можно сказать банально, совершенно избитой фразой – второй дом. Потому что я ничего другого делать не умею. Сейчас я себя вне архива не представляю, без архива уже не могу, надеюсь, и архиву без меня было бы не очень хорошо. Мы сейчас как-то нужны друг другу. Архив – это биография.

– Давайте поговорим о ваших увлечениях.

– Много лет я занимаюсь фотографией. Это как-то произросло отчасти от первой архивной должности в фотолаборатории. К примеру, нужны иллюстрации – идешь, фотографируешь дом, или человека. Или, находясь в Питере, идешь по набережной Фонтанки, смотришь на здании доска: «В этом доме жил Николай Иванович Тургенев», – фотографируешь ее, а в голове: «Так, не забыть, когда буду на другой стороне Фонтанки общий вид сфотографировать». Это, можно сказать, как часть профессии.

Но профессиональным фотографом себя не считаю, поэтому говорю, что это не фототворчество, а фотофиксация. Хотя, как ни странно, в 2016 году Елена Константиновна Беспалова и Иван Сивопляс раскрутили меня на первую персональную фотовыставку «Я так вижу», которая проходила в рамках Сытинских чтений на территории Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина». Там я представил разных людей. Когда я им принес на отбор фото, – нужно было выбрать где-то два десятка, – у меня была папочка, озаглавленная «МУР», в ней подразделения: «Мордовские красавицы», «Ульяновские краевРеды» и «Разное». В последней папке – фото людей, которые приезжали в Ульяновск, к примеру, директор Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Ирина Александровна Антонова, или Никас Сафронов, в ней же фото ульяновских журналистов, священников. Очень люблю мордовский фестиваль «Масторавань морот», который проходит в селе Кивать Кузоватовского района. Каждый год привожу оттуда очередную порцию фотографий ядреных, кровь с молоком, мордовских красавиц. Самая большая папка – «Ульяновские краевРеды», где портреты моих коллег. Когда возник вопрос, как назвать выставку, я предложил: «Я так вижу». Название, которое защищало от каких-то придирок.

Экскурсии появились спонтанно, благодаря еще одному моему увлечению – некрополистике (изучению кладбищ), – которым мы занимаемся вместе с Иваном Сивоплясом. У Воскресенского кладбища в 2014 году был юбилей – 140 лет со дня его открытия. Стал думать, что сделать. Я мог написать статью, выступить на радио, может кого-то из журналистов-телевизионщиков вытащить. Но это была бы капля в море. Тогда решил собрать журналистов, чтобы они каждый написали о Воскресенском кладбище. Потому что когда одной темой занимаешься, ловишь себя на мысли, что говоришь шаблонно. Для экскурсии это может и хорошо, что текст не нужно заучивать, а для статей хочется разнообразия. Это было 22 июля, накануне кладбищенского юбилея. Пригласил группу журналистов – целевая аудитория, были помимо них еще и «простые смертные». Я как прикинул, часика полтора-два походим. В результате мы ходили 4 или 4,5 часа. Но зато потом, в течении, наверное, месяца, появлялись одна за другой публикации и в печатных изданиях, и в электронных. Моя задумка превзошла все ожидания. Через несколько дней, 2 августа, я провел вторую экскурсию, где основное ядро составили краеведы. А дальше пошло-поехало. Стали поступать заявки. Чаще всего заказывают экскурсию прихожане церкви Воскресения Христова. Я уже не знаю, сколько сотен живых ульяновцев я привел в гости в город мертвых (как переводится слово «некрополь» с греческого), и это уже стало чем-то неотъемлемым. Материал по теме разрастается. И теперь я, как правило, провожу одну большую экскурсию, разбитую на несколько частей. В 2017 году ее пришлось разбить на три дня. В общей сложности она составила 10 часов.

В 2015 году, зная, что я публиковал материалы о парке «Дружба народов», ко мне обратился директор Креативного бизнес-пространства «Квартал» Паша Андреев. Была инициатива – возродить, если не парк, то хотя бы интерес к нему. Мне это показалось интересным: с одной стороны – рассказать о славном прошлом парка, с другой – показать большому количеству людей нынешнее позорное его состояние.

В прошлом году, как известно, там началась реконструкция. Улучшит она состояние парка, или выйдет «как всегда», сказать сейчас еще сложно. Если сравнивать с кладбищем, то после экскурсии и появления общества «Возрождение Воскресенского некрополя», люди туда потянулись. Там проходили субботники, причем участвовали и волонтеры, и военкомат, и суворовцы, и городские службы сделали многое. Ну не сравнить, что было 5-10 лет назад. Хотелось бы, чтобы и парк нашёл своих «возрождателей».

Когда меня спрашивают, какие у меня любимые места в городе, я смеюсь: кладбище, заброшенный парк «Дружбы народов» и «Карамзинка». Историей больницы я тоже занимаюсь, но возить туда людей, просто в силу специфики учреждения, не стоит.

В 2017 году, к столетию революции, мне в госархиве предложили разработать маршрут по центру города: «Симбирские судьбы на сломе эпох». Там идти, я просто по карте замерил, чуть больше двух километров. Но экскурсия тоже растянулась на 3 дня. Первый день ходили 4 часа, второй из-за того, что было холодно – 2 часа, и в последний день около 3 часов.

Пока все. Может, будут еще какие-то варианты. Про экскурсии по улице Гончарова меня неоднократно спрашивали, но там слишком шумно. Я пока выбираю локальные, ограниченные территории, где можно и спокойно ходить, и фотографировать, и говорить, чтобы тебя было слышно.

– Антон Юрьевич, вы всегда на связи с журналистами, сами пишете статьи, выступаете на радио и телевидении. При этом вас не найти в социальных сетях. Почему обходите Интернет стороной?

– Мне хватает того, что я по профессии публичный. Потому что по характеру я человек замкнутый. Когда мне говорят, пошли в кафе, я отвечаю, что предпочитаю есть в одиночку ночью на кухне и то, что готовлю сам. Иногда люди узнают мой номер телефона, звонят с вопросами, то по поводу населенного пункта, то по церквям и так далее. Как будто вся информация у меня в голове по полочкам разложена. И мне неудобно отказывать сразу.

От такого внимания устаёшь. Поэтому, когда я бываю в музеях Питера или Казани, рад, что чувствую себя простым посетителем, которого никто не знает и не подходит с вопросами.

Был забавный эпизод: мы ехали в трамвае со знакомой, о чем-то разговаривали, и сидящая впереди женщина вдруг поворачивает голову и спрашивает: «Вы Антон Шабалкин, я вас по голосу узнала, слушаю ваши радиопередачи». Это приятно, но и напрягает. Повседневной публичности избегаю и принципиально ни в каких соцсетях не регистрируюсь. И бываю рад, когда меня не узнают.

Беседовала Ольга Шипова,

журнал «Мономах»

 
По теме
«Комсомольская правда» публикует полную видеоверсию и стенограмму Прямой линии с президентом России - 2018 Фото: скриншот видео - Комсомольская правда «Комсомольская правда» публикует полную видеоверсию и стенограмму Прямой линии с президентом России - 2018 Мария ИГНАТЬЕВА - Владимир Владимирович, два года назад на «прямой линии» вас спросили,
07.06.2018
Активисты ОНФ в Ульяновской области принимают участие в обсуждении рег... - ОНФ в Ульяновской области Активисты и эксперты регионального отделения Общероссийского народного фронта в Ульяновской области приняли участие в заседании президиума Совета по реформам,
14.12.2018
 
НЕФОРМАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ  И «СЕРЫЕ» ЗАРПЛАТЫ НЕДОПУСТИМЫ! - Ульяновский район НЕФОРМАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ  И «СЕРЫЕ» ЗАРПЛАТЫ НЕДОПУСТИМЫ!!!    Не соглашайтесь на работу без оформления трудового договора в письменной форме или на выплату части заработной платы неофициально!!!
14.12.2018
 
12 декабря 2018 года в Тетюшской ДШИ прошел Седьмой открытый зональный конкурс учащихмя фортепианного отделения ДШИ памяти преподавателя Ольги Григорьевны Аввакумовой, основателя и первого директора школы искусств. - Ульяновский район    12 декабря 2018 года в Тетюшской ДШИ прошел Седьмой открытый зональный конкурс учащихмя фортепианного отделения ДШИ памяти преподавателя Ольги Григорьевны Аввакумовой, основателя и первого директора школы искусств.
14.12.2018
13 декабря  ЦПИ районной библиотеки  совместно  с юристом  «Государственного юридического бюро»  в  МО «Сурский район» Филюшкиной С.А.  проведён информационный час «Конституция-главный закон России»  для  студентов агротехнологического техникума. - Муниципальное образование   На мероприятии студентам рассказали об истории зарождения конституционного права в России, о значении Конституции для всех граждан нашей страны.
13.12.2018
 
Сегодня отдел по молодежной политике провел со студентами техникума анкетирование на тему «Формирование образа сельских территорий среди молодежи». - Муниципальное образование Сегодня отдел по молодежной политике провел со студентами техникума анкетирование на тему «Формирование образа сельских территорий среди молодежи».
13.12.2018
Губернатор Сергей Морозов поручил увеличить средства на сферу ЖКХ. После совместного обсуждения с общественностью и парламентскими партиями расходы бюджета на этот раздел пересмотрены.
13.12.2018
 
Участники ульяновской команды «Молодежки ОНФ» организовали для школьни... - ОНФ в Ульяновской области Участники ульяновской команды «Молодежки ОНФ» организовали и провели квест в день празднования 25-й годовщины принятия Конституции Российской Федерации, который отмечается 12 декабря.
13.12.2018
Инвестиционное соглашение заключено 12 декабря между Правительством Ульяновской области, Корпорацией развития региона и австрийскими компаниями Green Source Gmbh и Core Value GmbH.
13.12.2018
 
Активисты ОНФ в Ульяновской области принимают участие в обсуждении рег... - ОНФ в Ульяновской области Активисты и эксперты регионального отделения Общероссийского народного фронта в Ульяновской области приняли участие в заседании президиума Совета по реформам,
14.12.2018 ОНФ в Ульяновской области
12 декабря перед зданием администрации прошло торжественное открытие доски почета, приуроченное ко Дню Конституции Российской Федерации.
13.12.2018 Старокулаткинский район
12 декабря 2018 года в Тетюшской ДШИ прошел Седьмой открытый зональный конкурс учащихмя фортепианного отделения ДШИ памяти преподавателя Ольги Григорьевны Аввакумовой, основателя и первого директора школы искусств. - Ульяновский район    12 декабря 2018 года в Тетюшской ДШИ прошел Седьмой открытый зональный конкурс учащихмя фортепианного отделения ДШИ памяти преподавателя Ольги Григорьевны Аввакумовой, основателя и первого директора школы искусств.
14.12.2018 Ульяновский район
7 декабря (24 ноября по старому стилю) 1908 года в Симбирске в семье портного родился Александр Иванович Маркелычев, который в дальнейшем стал талантливейшим фотографом Ульяновска и заслуженным работником ульяновских СМИ.
07.12.2018 Ulpravda.Ru
Житель Чердаклинского района признан виновным в причинении смерти  своей сожительнице - Следственный комитет Собранные следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Ульяновской области доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора 53-летнему Лалу Михай.
14.12.2018 Следственный комитет
Девушка решила лечь на операцию, чтобы скорректировать форму носа Фото: Личный архив героя публикации - Комсомольская правда 25-летняя Каролина Саркисян дала эксклюзивное интервью «КП» Александр РОГОЗА @rogozavr Вчера стало известно, что суд арестовал сотрудников московской клиники пластической хирургии «Сфера»,
14.12.2018 Комсомольская правда
Вынесен приговор в отношении жителя г. Янаул Республики Башкортостан, изобличенного Прокуратурой г.Димитровграда Ульяновской области в покушении на дачу взятки сотруднику правоохранительных органов.
14.12.2018 Прокуратура Ульяновской области
Заключительный концерт декады инвалидов - Ульяновский фармацевтический колледж    Декада инвалидов завершилась заключительным концертом. В этом году отдел по работе с инвалидами (руководитель Шкляр Л.Л.) отмечает двойной юбилей:
14.12.2018 Ульяновский фармацевтический колледж
Мероприятие проходило 12 декабря в Ленинском мемориале, Ульяновском областном художественном и краеведческом музеях, их филиалах, Ундоровском палеонтологическом музее и музеях муниципалитетов.
14.12.2018 Ulpravda.Ru
На месте бывшего родового имения Аксаковых - предков знаменитого русского писателя-славянофила Сергея Аксакова отныне возвышается верстовой столб.
13.12.2018 Ulpravda.Ru
Киберспортивный уикенд пройдет в УлГТУ - УлГТУ 15 и 16 декабря в «Доме Интернета» Ульяновского государственного технического университета состоятся последние в этом году игры регионального этапа Всероссийской киберспортивной студенческой лиги.
14.12.2018 УлГТУ
25-летний ульяновский биатлонист помог сборной России выиграть смешанную эстафету в рамках второго этапа в итальянском Риднаун-валь-Риданна.
13.12.2018 Ulpravda.Ru
За минувшие сутки в Ульяновской области зарегистрировано 29 дорожно-транспортных происшествий, в которых три человека получили травмы различной степени тяжести.
14.12.2018 УМВД Ульяновской области